Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости
Обыски, проведенные представителями спецслужб и МВД 6 апреля в управлении ФНС по Москве, в налоговой инспекции №28 и дома у замруководителя УФНС по Москве Ольги Черничук, еще раз подтвердили, что возврат налога на добавленную стоимость (НДС) – весьма коррупционная сфера. Каким образом предприниматели "зарабатывают" на возврате НДС и при чем тут налоговые инспекторы?
Тема возврата НДС, прочно державшая первенство в медиа-пространстве еще пять лет назад, в последнее время уступает по популярности проблемам уплаты других платежей, например, страховых взносов или налога на доходы физлиц. Это не удивительно: граждан волнуют те налоги, которые они платят лично. Правда, от этого масштаб проблемы возврата НДС нисколько не уменьшился. Аппетиты тех, кто не всегда законно занимается возвратом НДС из бюджета, впечатляют. К примеру, источники в правоохранительных органах утверждают, что обыски в УФНС по Москве связаны с попыткой украсть из бюджета 2 млрд рублей через незаконное возмещение налога петербургской фирмой "ЭС-Контрактстрой".
Налог на всех
НДС облагаются все сделки компаний, вне зависимости от того, каким видом деятельности предприниматели занимаются. Исключение составляют малые предприятия, да и то при условии, что они отчитываются перед налоговой инспекцией по упрощенной системе налогообложения. НДС – эта сумма, которой государство предлагает делиться всякий раз, когда продавец "накручивает" цену ради собственной прибыли.
Каков алгоритм уплаты НДС? Компания поставляет товар и выставляет счет-фактуру на него с суммой НДС, который равен 18% (то есть получает налог в составе выручки). Компания-покупатель должна быть готова перечислить НДС в бюджет, но закон разрешает ей эту сумму уменьшить на величину НДС, выставленную продавцом. "В такой ситуации, НДС который покупатель должен заплатить в бюджет всегда больше, чем тот, который ему предъявлен", - говорит РИА Новости партнер юридической компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов.
Бывает, что компания должна перечислить в бюджет сумму налога, которая меньше той, что предъявлена ей продавцом. Это значит, что бюджет должен вернуть фирме часть НДС.
При экспорте компаниям пришлось бы платить НДС дважды: в России и на территории государства, которое покупает российский товар.
Поэтому по закону налог можно вернуть на счета компаний-экспортеров. Для этого нужно предоставить в инспекцию документы, подтверждающие проведение экспортной сделки.
Вне закона
Схемы незаконного возмещения налога не отличаются многообразием и все давно известны.
Товар либо оформляется на вывоз из страны, но на самом деле никуда не вывозится. При этом компании требуют вернуть экспортный НДС из казны. Либо же продукция перепродается через цепочку взаимосвязанных фирм. Стоимость товара при этом накручивается, и размер предъявляемого к возмещению НДС оказывается более чем внушительным. В цепочке фирм, как правило, есть однодневки. Они исчезают после одной-двух сделок, вообще не уплатив НДС в бюджет. И это тоже потеря для бюджета.
Что делает компания, пытаясь незаконно вернуть НДС из бюджета? Схема проста. Фирма обращается за возвратом НДС в налоговую инспекцию, но на самом деле права на возврат налога она не имеет. Предприниматели предоставляют все необходимые документы, хотя часть из них поддельные. Налоговый инспектор должен проверить документы, обосновывающие законность возврата налога и передать бумаги в казначейство. Оно и вернет средства на счета фирмы, объяснил Сергей Шаповалов.
Чтобы фирма, не имеющая права на возврат НДС, смогла получить его из бюджета, обязательно наличие "своего" налогового инспектора. Он "не заметит" какие-то шероховатости в документах, подтверждающих право на возврат НДС. К примеру, он может "не заметить", что в цепочке поставщиков есть фирма-однодневка. Без участия "своего" налоговика в такой ситуации законопослушному бизнесмену чаще всего приходится доказывать право на возврат НДС в арбитражном суде. В спорной ситуации именно суд решает, кем является бизнесмен: звеном в цепи по воровству денег из бюджета или всего лишь жертвой контрагентов-мошенников.
Доказать свою правоту в арбитраже не просто. Для этого придется подтвердить, что фирма проявляла так называемую достаточную осмотрительность, то есть внимательно выбирала контрагентов. Подтверждением "правильного" поведения может быть, например, тот факт, что компания запросила у контрагента его учредительные документы и выписку из Единого госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ) в ФНС, говорит Сергей Шаповалов. В противном случае право на возврат НДС у юрлица будет, а возмещенного НДС на счете фирмы – нет.
Директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк предполагает, что подобные сегодняшним претензии государства к налоговикам связаны, скорее всего, с тем, что они, видя признаки схемы, все-таки позволяют возместить НДС, а не отказывают компании. Как правило, говорит Савуляк, такие услуги не бесплатны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции