МОСКВА, 6 апр - РИА Новости, Светлана Янкина. Выставка "Карл Фаберже и мастера камнерезного дела", открывающаяся в Музеях Кремля в пятницу, объединила произведения прославленного поставщика императорского двора, его предшественников - уральских мастеров-камнерезов и изделия фирмы "Картье".
Центральное место на экспозиции отведено под изделия Фаберже: мастера этой фирмы причастны к половине из 400 предметов интерьера и украшений из драгоценных и полудрагоценных камней.
В их числе - шесть знаменитых пасхальных яиц, созданных по заказу императорской семьи. Одно из них - не так давно найденное незавершенное яйцо "Созвездие цесаревича" из горного хрусталя и алмазов, предназначавшееся в дар императрице Александре Федоровне на пасху 1917 года, из коллекции Минералогического музея имени Ферсмана. Прочие пять - из собрания музеев Кремля.
В частности, это яйцо "Память Азова", преподнесенное в 1891 году императрице Марии Федоровне Александром III, из зеленого гелиотропа, украшенного золотыми завитками и бриллиантами, с моделью крейсера из золота и платины внутри. Еще одно - золотистое эмалевое яйцо-часы, увенчанное букетом лилий из халцедона. Оно было преподнесено Николаем II императрице Александре Федоровне на пасху 1899 года.
Другие не менее знаменитые изделия Фаберже - натуралистичные из цветы и ягодные веточки в стаканчиках из горного хрусталя, которые организаторы выставки собирали по всей России. Они были нежно любимы великой княгиней Марией Павловной и английской королевой Александрой. В наше время коллекционеры готовы расставаться со значительными суммами, чтобы обладать этими изящными вещицами. Так, в прошлом году "Анютины глазки" из этой серии были проданы на "Сотбис" почти за полмиллиона фунтов.
На выставке можно посмотреть на особенно изысканный цветок, изготовленный к десятилетию брака Николая II и Александры Федоровны: при нажатии на кнопочку его лепестки раскрываются, обнаруживая обрамленные алмазами миниатюрные портреты пяти детей царской четы.
Организаторы, впрочем, хотели показать не только Фаберже, но и тех мастеров, чьи работы оказали на него несомненное влияние. Так, среди нежных незабудок стоит пышный, переливающийся разноцветьем букет, выполненный в 1740-м году петербургским мастером Иеремией Позье. По сути, это настоящая минералогическая коллекция, оформленная во флористическую композицию. Она числилась среди вещей Екатерины II, а с середины 19 века хранилась Галерее драгоценностей Зимнего дворца, где неоднократно бывали в поисках вдохновения мастера Фаберже.
Они опирались и на сугубо русскую технику создания произведений искусства из самоцветов: это и каменные шкатулки, и пресс-папье, как бы обсыпанные ягодками. Среди подобных предметов можно увидеть, например, настольную рамку из калканской яшмы с мотивом из белой смородины, земляники и малины, выполненную в Екатеринбурге в 1880-х годах.
Вместе с тем, Фаберже и русские камнерезы и сами влияли на европейское декоративно-прикладное искусство, о чем свидетельствуют изделия фирмы "Картье" - на экспозиции они соседствуют с вещами Фаберже. Это позволяет, не утруждаясь, сравнить цветочные композиции и анималистические фигурки французской и российской фирм.
Среди мастеров, чье творчество станет открытием для столичной публики - екатеринбургский мастер Алексей Денисов-Уральский, каменные зверушки которого также пользовались большой популярностью у членов императорской семьи. Самыми впечатляющими, впрочем, являются аллегорические каменные шаржи из серии "Воюющие державы" - отклик на события Первой мировой войны. Здесь есть фигурка кайзера Вильгельма, с напыщенном видом восседающего на хрюшке, а царь Болгарии Фердинанд I Кобург в образе вши вцепился в алое "сердце славян", необычайно натуралистично выполненное из пурпурина.
После революции богатая камнерезная традиция оказалась менее востребована, а после и вовсе почти забыта. В1920-1930-е годы еще появлялись идеологически выдержанные предметы, самые парадоксальные из которых - например, батон колбасы из мрамора и пепельницу в виде серпа и молота - также можно увидеть на выставке.
Экспозиция работает до 24 июля.