Рейтинг@Mail.ru
Олег Березин: кинотеатры будущего станут похожи на Колизей - РИА Новости, 06.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Олег Березин: кинотеатры будущего станут похожи на Колизей

Читать ria.ru в
Дзен

О настоящем Голливуда, будущем кинопроката и уходе кинозрителей в сеть рассказал в интервью РИА Новости генеральный директор авторитетной аналитической компании "Невафильм Research" Олег Березин. Беседовала Мария Ганиянц.

-Убыточность отечественного кинематографа зачастую связывают с недостатком экранов: их в стране менее 2,5 тысяч, должно вроде бы стать вдвое больше. Но по итогам 2010 года Россия вышла на шестое место в мире по сборам – они превысили 1 миллиард долларов. Только вот доля отечественных фильмов в этой цифре снизилась до 15%. Что делать?

- Кино страдает не от отсутствия денег или экранов, а от отсутствия идей, оригинальных замыслов и сценариев. Это глобальная проблема, такая же ситуация в Голливуде, который в последние годы впал в ступор и снимает в основном ремейки и бесконечные сиквелы "Пиратов Карибского моря" и "Форсажей". Изменилась жизнь, изменились требования зрителя к кино, так же как и к литературе, и к музыке. Все хотят получить не масс-продукт, а нишевые произведения, которые рассчитаны на определенные вкусы. Но коммерческое кино по определению не может быть нишевым. Если же говорить о цифре в $1 млрд., то, на мой взгляд, это не повод для радости, а предупреждение кинотеатрам, что их монополия на кинозрителя кончилась.

- Поясните, пожалуйста.

- В России успех фильма оценивается лишь по сборам в кинотеатрах, а это неправильно. В США прокат приносит лишь 15% от дохода студии, а 50% - это продажи DVD. В России этот рынок отсутствует из-за пиратства. Для сравнения, рынок ТВ-рекламы в стране составляет 5-6 миллиардов долларов, а продажи сотовых операторов от услуг мобильного интернета составили в 2010 году 4,2 миллиарда долларов. Тот же миллиард долларов собрало по России кабельное и цифровое телевидение.  Это значит, что потенциальный зритель в основном смотрит фильмы не в кино, а по ТВ или в сети: через три месяца после старта в кино, самое большее через полгода, любой новый фильм можно посмотреть в интернете в любой точке нашей страны абсолютно легально. Самая активная киноаудитория – молодежь 15-20 лет – совершенно нелояльна кинотеатрам, это поколение, выросшее в сети, и в любой момент они могут "соскочить". Вообще мне кажется, что главный тренд начала века - интернет в телевизоре. Когда в домашний кинотеатр уже встроен выход в легальный киносервис.

- А что будет с кинотеатрами? Отомрут?

- В кино люди ходить будут все равно – на зрелищные картины, которые надо смотреть на огромном экране, и комедии. А значит, эти фильмы и будет снимать Голливуд для большого экрана.  Вот, например, "Аватар". Фильм, созданный только для большого экрана кинотеатра. Сумаcшедшие сборы в кинотеатрах и не очень впечатлительные продажи на DVD. В ближайшее время кинотеатрам придется видоизмениться, стать ближе к индивидуальным вкусам: вместо трех залов по триста мест придется обзавестись 15-тью залами по 20 мест с большими экранами. Это приведет к необходимости перестройки кинотеатров в торговых центрах, которые сегодня составляют около 60% всех экранов страны.

- Может, 3D спасут мир?

- Не стоит преувеличивать значение фильмов 3D. Конечно, эти фильмы нужно смотреть именно на большом экране, но это не панацея. С точки зрения технологии то, что происходит сегодня, - всего лишь очередной виток развития. 50-е годы ХХ века вообще считались золотым веком 3D, тогда в 3D не снимал лишь ленивый, даже Хичкок отметился. Потом о нем на время забыли, потом опять вспомнили, IMAX технологии были разработаны в 1967 году. Другое дело, что всерьез никто не изучал влияние 3D на психофизическое состояние человека, особенно детей. Когда такие исследования будут проведены, можно будет о чем-то говорить. Сама сегодняшняя технология формирования 3D-изображений на плоских экранах имеет неразрешимые даже в теории проблемы, отчего у некоторых зрителей устают глаза или болит голова. Мне кажется, что будущее за объемным голографическим изображением. А кинотеатр будущего будет похож по архитектуре на цирк, на Колизей, где зрители будут размещаться вокруг некой арены-экрана, на которой будет формироваться объемное действие фильма.

- Что вы думаете о проекте "КиноСити", который предусматривает массовое строительство кинотеатров в малых городах?

- Мне кажется довольно спорной мысль о том, что в каждом маленьком городке России нужен хотя бы один кинотеатр. Кинотеатр сегодня - далеко не единственное место просмотра фильмов. Фильмы скачиваются, смотрятся на дисках, да и спутниковых антенн никто не отменял.  И способы проведения досуга у зрителей больших мегаполисов и малых городов очень разные, тем более что современный кинотеатр - достаточно дорогая форма развлечения. Другое дело, если целью проекта является скорее не строительство кинотеатров, а создание сети социальных мультимедийных центров, чтобы обеспечить разнообразные занятия для молодежи в провинции. И именно этим этот проект ценен и интересен. Правда есть один момент, который лично меня настораживает: не верю, что такие вещи можно насадить сверху. Если государство заинтересовано в развитии подобных социальных проектов, то нужно создавать соответствующие условия для предпринимателей, давать имущественные и налоговые льготы.

- На правительственном Совете по кино предложили обложить налогом иностранные фильмы, чтобы помочь российским. Потом уточнили, что налог в пользу отечественного кино вроде бы хотят взимать со всех картин, выходящих в прокат, Что вы думаете по этому поводу?

- Почему нет, если хотя бы половину денег, которые мог бы принести этот налог, отдадут в малые города на обновление кинотеатров. Тогда пусть за это платит Голливуд. Мне кажется, если убрать отчисления РАО  в пользу иностранных композиторов (от которого США, например, в отличие от Европы, удалось отбрехаться) – а это 3% от кассового сбора кинотеатров – и ввести налог на иностранные фильмы, то польза была бы очевидной. Государство должно реализовывать протекционистские меры для защиты своей кинемотографии. Это нормально. Главное - делать это с умом. Нельзя заставить зрителя полюбить отечественные фильмы, но можно создавать более благоприятные условия для проката отечественных фильмов, не вводя ограничительные меры.

- Премьер также говорил о необходимости привлекать иностранные инвестиции в российское кино. Пойдут ли к нам иностранцы?

-Почему нет? Конечно, пойдут, если проект будет интересным. Например, есть прекрасный проект Андрея Дерябина (продюсера "Молоха" Сокурова) и его студии "Эрмитажный Мост", за которую европейские инвесторы ухватились сразу же, а вот российские почему-то не хотят. 
Идея – в том, чтобы исключительно на основании архивных кадров сделать фильм о последних днях Льва Толстого, его взаимоотношениях с Софьей Андреевной, Чертковым. Эти уникальная кинохроника была снята Дранковым буквально из-под полы. Говорят, Толстой был против съемок, и оператор прятался от него, где только мог, снимал даже из-за дверей нужника. И если сопроводить эту хронику соответствующими моменту субтитрами, то становится дико интересно. Например, почему Толстой и Софья Андреевна на съемке от 13 апреля не смотрят друг на друга? А потому что они накануне вдрызг разругались из-за того, что Толстой решил передать права на доход от продажи и издания произведений в публичное свободное пользование, а не завещать детям. Бюджет, кстати, у проекта смешной – 400 тысяч евро, с учетом реставрации всей хроники. Фильм должен быть без единого слова, только с субтитрами, и построен на одной кинохронике, а показать его планируется единовременно по всему миру, объявив Всемирный День памяти Толстого в 101 годовщину его смерти в ноябре 2011 года.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала