Один из легендарнейших экспонатов Национального музея древностей Таджикистана - вылепленная из глины 1600 лет назад 13-метровая статуя лежащего Будды (Будда в нирване). После долгих лет забытья исполин - а это самая крупная в мире глиняная статуя божества - был отреставрирован и занял достойное место в музее.
Шеститонный Будда был найден таджикским историком и археологом Борисом Литвинским во время раскопок буддийского храма на холме Аджина-Тепа (Холм джинов) в долине реки Вахш, вблизи города Курган-Тюбе в 1964-1968 годах.
А десять лет назад талибы приступили к уничтожению уникального памятника - двух гигантских статуй Будды высотой 55 и 37 метров, высеченных на заре нашей эры в скалах Бамианской долины. Указ лидера талибов муллы Омара 26 февраля 2001 года буквально потряс весь мир. Статуи, причисленные к культурному достоянию человечества, подлежат уничтожению как символы идолопоклонства. "Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно, - говорилось в декрете муллы Омара. - Они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем".
Приказ верховного вождя Талибана был изощренно выполнен его ближайшим помощником фанатиком Мулло Додулло. Более недели его боевики стреляли по статуям прямой наводкой, под них закладывали динамит, с вершины скалы к ним спускались подрывники и оставляли заряды на плечах Будд. Только после всех этих действий изваяния рухнули. На уничтожение памятников талибам понадобилось более 200 килограмм взрывчатки. После взрывов огромное облако из мельчайших частиц разрушенных божеств висело над Бамианом несколько суток. Талибы остались глухи к призывам мирового сообщества пощадить уникальные памятники. Об этом просили ООН, ЮНЕСКО, Индия и даже Иран.
Сразу же после уничтожения исполинов мир узнал о факте, дотоле известном до этого только специалистам-историкам - в 400 километрах от Бамиана, в соседнем с Афганистаном Таджикистане находится 13-метровая статуя Будды в нирване, бережно восстановленная руками таджикских и российских реставраторов. Поза статуи символизирует переход души умирающего Будды в состояние нирваны и получила название "позы лежащего льва".
В V-VI веках нашей эры население Средней Азии и Афганистана исповедовало несколько религий и культов, в том числе и буддизм. Здесь же пролегал Великий Шёлковый путь, соединявший Среднюю Азию с Индией. Вахшская долина была одним из путей паломников, и именно поэтому археологи находят там сотни развалин буддийских храмов. Храм Аджина-тепа сильно пострадал во время арабского завоевания в VII веке, а статуя Будды в нирване изуродована - было разбито лицо и часть груди.
Бригада реставраторов из Эрмитажа собрала и перевезла в Душанбе 43 части и фрагмента глиняного исполина. Много лет они хранились в ящиках реставрационной мастерской Института истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша Академии наук Таджикистана. За более чем 20 лет удалось отреставрировать только голову и руку статуи, так как небольшое помещение лаборатории не позволяло собрать вместе даже часть гигантского Будды. Возможность полного восстановления появилась у реставраторов только тогда, когда был построен Национальный музей древностей, где для Будды в нирване выделили самый большой зал. В начале 2001 года США выделили на реставрацию глиняного божества 30 тысяч долларов, чуть позднее правительство Японии выдало музею грант в 260 тысяч долларов.
Для окончательного восстановления на помощь таджикским коллегам пришли реставраторы из Эрмитажа под руководством Веры Фоминых, до этого выезжавшей в Таджикистан для съема в раскопе Пенджикентского городища уникальной глиняной статуи Шивы-Парвати (V век н.э.), которая также экспонируется в Музее древностей.
Самая крупная в мире глиняная статуя Будды предстала перед посетителями Музея древностей 9 сентября 2001 года, в день 10-летия независимости Таджикистана. Теперь осмотр Будды в нирване входит в программу визитов всех глав государств и правительств, руководителей авторитетных международных организаций, ученых и деятелей культуры, посещающих Таджикистан. Загадочная улыбка Будды манит к себе посетителей разных религий и возрастов.
Лидия Исамова