Марина Селина, РИА Новости.
Государственная корпорация "Ростехнологии" утвердила в конце марта программу инновационного развития до 2020 года. В рамках этой программы корпорация планирует реализовать около тысячи инновационных проектов. Но планы чиновников и госкомпаний по снятию России с нефтяной иглы могут не совпасть с реальностью, если не будет решен ряд серьезных проблем.
Кроме искоренения коррупции необходим цивилизованный рынок интеллектуальной собственности. Сегодня, к сожалению, права на многие изобретения российских ученых продолжают уходить за рубеж.
Разработать инновационный продукт недостаточно. Его надо уметь выпустить на рынок, а в случае необходимости обеспечить правовую защиту. Это для отечественных организаций пока является большой сложностью.
В первый день апреля Владимир Путин прокатился на инновационном "Ё-мобиле", разработанном компанией бизнесмена Михаила Прохорова. Премьер вроде бы остался доволен. Серийное производство "Ё-мобилей" планируется организовать в 2012 году.
Пока это, пожалуй, одно из немногих свидетельств того, что Россия действительно пытается встать на путь инновационного развития, если не брать в расчет, к примеру, широко разрекламированные энергосберегающие лампочки.
В конце ноября в своем послании президент Дмитрий Медведев призвал чиновников разобраться с законом о госзакупках и направить его в инновационное русло. Коррупция в системе госзаказа составляет по официальным данным более одного триллиона в год. Большая часть товаров, услуг и разработок заказывается не тем компаниям, которые способны выпускать инновационную продукцию, а тем, кто занимается распилом бюджетных средств. После приказа президента система госзаказа в очередной раз перекраивается на новый лад, но пока сложно оценить, даст ли это зеленый свет инновациям.
И даже если формально этот зеленый свет будет, не факт, что инновации, разработанные российскими учеными, пойдут на рынок и дойдут до массового потребителя. Нужного рынка в России просто нет.
Речь идет о рынке интеллектуальной собственности. Любая инновация является результатом интеллектуальной деятельности. Но закрепить право за подобным результатом в нашей стране непросто. Равно как и сделать так, чтобы этот результат стал объектом инвестиционных отношений и окупил хотя бы произведенные затраты.
В конце апреля в Москве пройдет уже третий по счету Международный форум "Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности". В его преддверии организаторы и участники, встретившиеся с журналистами, дали наглядную картину того, насколько плачевно обстоят дела с использованием результатов интеллектуальной деятельности российских ученых и изобретателей.
Одна из проблем заключается в отсутствии кадров. Правда, не с учеными, способными разработать новации. С учеными, несмотря на отток "мозгов" за рубеж, как раз все в порядке. Ежегодно в России появляется около 30 тысяч новых ученых. А вот специалистов, которые способны продавать научные разработки и защищать права на них, ничтожно мало.
По словам ректора Международного университета в Москве Сергея Красавченко, в России официально не утверждена специальность в вузах, предусматривающая подготовку специалистов в области интеллектуальной собственности. Речь идет о юристах, экономистах и менеджерах. Директор Республиканского НИИ интеллектуальной собственности (РНИИИС) Владимир Лопатин напомнил об опыте американской корпорации IBM, который приводился в пример на одном из заседаний Комиссии по модернизации под председательством президента Медведева. В IBM коммерциализацией результатов деятельности трех тысяч ученых занимаются более 330 специалистов. Из них 250 юристов и более 80 экономистов и менеджеров.
Однако даже, если в нашей стране будет решен вопрос о качественной подготовке нужных специалистов, потребуется, как минимум, несколько лет, чтобы реализовать те задачи, на которые нацелились российские власти в области инновационной промышленности.
Сегодня Россия занимает одно из последних мест в мире по объему продаж наукоемкой продукции. Всего лишь 0,3%. В то время как в ВТО, куда мы стремимся вступить, торговля интеллектуальной собственностью находится на четвертом месте.
Проблемы не только в том, что мы не умеем продавать свои разработки на внешний рынок (потому, кстати, многие из них уходят по "серым" схемам). Из-за недостаточной законодательной базы и отсутствия специалистов потенциальные российские инвесторы предпочитают не связываться с ноу-хау, а сами ученые заниматься коммерциализацией не в состоянии. По данным РНИИИС, в России есть примеры, когда на 1,5 тыс. патентов в одном из технических вузов за 10 лет приходится только 7 лицензионных продаж.
Существует мнение, что управление государством несущественно отличается от управления домашним хозяйством. Наверное, применительно к инновациям в этом мнении есть рациональное зерно. Не стоит устанавливать подвесные потолки, если течет крыша. Для начала эту крышу надо отремонтировать. Очевидно, что база для развития инноваций в России еще слаба.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции