Российская газета (Москва), № 71, 05.04.2011
Проблемы федерализма и региональной политики стали предметом дискуссии на втором заседании экспертной группы по обновлению "Стратегии-2020" под руководством Вячеслава Глазычева и Ирины Стародубровской. И в ходе дискуссии выяснилось, что без решения государства децентрализация не начнется.
Напомним, что новый вариант "Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года" для правительства готовится в 21 экспертной группе, где работают более тысячи специалистов. Их предложения по коррекции стратегии должны быть сведены в общий документ к осени. Группа Глазычева и Стародубровской называется, как и остальные, длинно и сложно: "Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика"
Вчера в Москве прошло второе открытое заседание группы, к которому участники готовились почти месяц, выкладывая на сайте свои предложения и тезисы. Представители группы даже приняли участие в клубной дискуссии "Единой России", состоявшейся в закрытом режиме, хотя в тезисах, подготовленных экспертами ко вчерашнему дню, нет каких-то абсолютно революционных идей. Однако ведь и чисто научный подход к сбору материала тоже может закончиться опытным образцом ядерной бомбы
"Все боятся политических последствий децентрализации, но отпускать придется", - спокойно заявила Наталья Зубаревич, представляя свой доклад вниманию коллег
Зубаревич пыталась высказаться о нынешних трендах пространственного развития России и умении их использовать для развития страны, но в общем каждый услышал в ее докладе то, что ему было ближе. Хотя с ее идеей о том, что "коридор возможностей" у России не такой большой, в общем, были согласны все. Зубаревич уверена, что "мы живем в условиях сжатия пространства страны, но мы должны удержать территорию, в которой обитаем", и она привела в обоснование тезисы демографические и социально-экономические. Поэтому следует сосредоточиться на собственных преимуществах, ведь "мы не вырастим то, что не растет само". Так, она предложила стимулировать регионы повышать конкурентоспособность, развивать приграничные территории, избавить Москву от рентных доходов, которые мешают ей развиваться: "Надо завязывать со своей самобытностью и впускать инновации"
Никого не провоцируя, эксперт фактически выступила против популярного уравнительного подхода к развитию регионов. Той периферии, которой не достанется государственная стратегия развития, предлагается четкая адресная помощь. "Но первое, что нужно сделать - это четко прописать стратегию, потому что пока мы собираем бумажки из регионов и составляем политически безопасные документы, чтобы всем сестрам по серьгам, все будет так, как идет", - считает Зубаревич. У нее тут же поинтересовались, что же будут делать неконкурентоспособные регионы, например, на Дальнем Востоке. "Вкладывать в человеческий капитал, в здравоохранение, в образование, - ответила эксперт, - а на Дальнем Востоке на 15 лет задержался бандитский капитализм, интерес у инвесторов отбит напрочь и сейчас более половины инвестиций там государственные"
"Действительно, наши возможности, и бюджетные, и ресурсные, ограничены", - заметил альтернативный докладчик Андрей Нещадин и взялся разоблачать мифы. "Программы развития регионов - это миф, потому что центры принятия решений находятся вне этих регионов, - заметил Нещадин и добавил: - То, что бизнес заинтересован в инновациях - это миф, бизнес заинтересован в монополии".
На это Андрей Николаев скептически заметил, что людям "все равно, какие правила изменены, главное, чтобы социально-экономический пирог рос"
- У нас в Москве все цветы голландские, во всяком случае, мужчины об этом знают. А что, Голландия отличается территорией? Конкурентоспособность определяется людьми, качеством человеческого капитала. Чем Калужская область отличалась от соседей 10 лет назад? Люди и отношения между ними - вот что имеет значение, - считает Николаев
Но значение имеют и деньги. Так, депутат Госдумы от "Единой России" Галина Изотова мрачно заметила: "Мы вроде бы все правильно делаем, а ничего не получается. Почему? А вот какой губернатор сегодня не построит систему межбюджетных отношений так, чтобы она была выгодна для него, чтобы каждый муниципалитет ходил к нему с просьбами? Укрепив бюджеты местные, мы решим многие проблемы". Она также выступила против предложения Зубаревич об упразднении федеральных округов. "Мы не должны списывать окружной горизонт, - согласился и Глазычев, - это часто единственный инструмент укрощения не то чтобы произвола, но губернаторских случайностей"
- Пока мы не научились различать функционирование, а это выравнивание всех хоть до уровня плинтуса, и развитие, будет такая же мешанина, - считает Глазычев. - Госорганы, которые обеспечивают функционирование, не способны обеспечить развитие
А его коллега Стародубровская, подводя итоги дискуссии, заметила, что предложения о создании большого количества инновационных центров по стране вряд ли выполнимы. "Если бы их создавали эволюционным путем, то новый все равно бы появился где-нибудь недалеко от Сколково. - И Стародубровская шутливо добавила: - Потому что люди креативные выбирают места, где тепло и уютно, а вы говорите Томск - да там девять месяцев зима и три оставшихся тоже".
Следующее заседание группы пройдет в мае и будет посвящено межбюджетным отношениям. Напомним, что обновленный вариант "Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года" должен поступить в правительство осенью.
Анна Закатнова