Российская газета (Москва), № 71, 05.04.2011
10 процентов госвложений можно вернуть, продав новые порты и электростанции.
У российской экономики есть шанс держать темп роста по 6-7 процентов в год и при этом избежать бюджетного и долгового кризиса, считают эксперты.
Такой сценарий развития страны на ближайшую десятилетку готов предложить экспертным группам, работающим над обновлением Стратегии-2020 Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Вчера эти разработки были представлены журналистам.
Пока два основных направления, активно обсуждаемые в группах, не позволяют выйти на желаемые темпы роста экономики. Первый путь, напоминает ведущий эксперт Центра Дмитрий Белоусов, предполагает так называемую финансовую стабилизацию. Она основана на сокращении дефицита бюджета, политики накопления нефтедоходов в Резервном фонде, подавлении инфляции и активном затягивании в страну иностранных инвесторов. Именно на таком сценарии, заметим, настаивает и вице-премьер, глава минфина Алексей Кудрин. Но при этом пути темпы роста экономики не превысят 4-4,5 процента в год, подсчитал Белоусов. И мы будем постоянно балансировать на грани кризиса, замечает гендиректор Центра Елена Абрамова. Кроме того, экспорт будет замедляться, импорт - ускоряться. На рубеже 2015-2017 годов торговый баланс обнулится, вслед за этим схлынут иностранные инвестиции, и России грозит девальвация рубля, предрекают эксперты.
Второй вариант - так называемая новая индустриализация. Она предполагает проведение активной промполитики, за счет сохранения дефицита бюджета в пределах 3 процентов ВВП. Темпы роста экономики при этом могут составить 5 процентов. Но "дыра" в казне будет финансироваться за счет внешних займов, довольно быстро уровень госдолга увеличится до 15 процентов ВВП.
Эксперты предлагают третий путь. Небольшие резервы на случай будущего кризиса, конечно, надо формировать. Но параллельно часть нефтяных денег вкладывать в экономику через Инвестфонд. Внешнее заимствование достаточно активно производится до 2016-2017 годов, а затем сворачивается. Небольшой дефицит бюджета сохраняется, но к 2020 году выходит на ноль. Одна из ключевых задач - чтобы рост экономики рассосал бюджетный дефицит, поясняет Белоусов. Правда, такой сценарий потребует точного управления, замечает он. Госпроекты должны отбираться в рамках бизнес-логики с их последующей приватизацией. Вырученные средства впоследствии могут идти на погашение бюджетного дефицита. Речь может идти о построенных с привлечением бюджетных денег портов, электростанций, пояснил он "РГ". Коммерциализировать, по подсчетам Белоусова, можно до 10 процентов госвложений, это позволит перекрыть 0,5 процента бюджетного дефицита. Сами госинвестиции должны составлять не более 3,5-4 процента ВВП, больше средств экономика не освоит. Избежать кризиса платежного баланса должно расширение структуры экспорта. Двигателем при создании новых конкурентоспособных производств может стать частно-государственное партнерство с втягиванием в него иностранных инвесторов, обладающих современными технологиями, считают в Центре. При этом действовать они предлагают по методу, опробованному в Китае: на время становления и развития производств рынок несколько прикрывается за счет ограничения импорта. Но у таких ограничений должны быть четкие сроки и жесткий график. Перспективы, считает Белоусов, есть у производства электрооборудования, грузового и некоторых видов легкового транспорта, судов специального назначения. Есть также шансы у самолетостроения. Но здесь важно сотрудничество с ведущими иностранными производителями. Не исключено, что на фоне трудностей в своих экономиках некоторые европейские компании будут готовы разместить часть производств в России, говорит Белоусов.
Елена Кукол