Шестибалльное землетрясение, одно из самых разрушительных за последние столетия в Аттике, произошло 7 сентября 1999 года. Была у землетрясения жертва, о которой вспомнили не в первые дни - византийский монастырь Дафни, гордость Греции, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО за свои уникальные мозаики.
© РИА Новости / Алексей БогдановскийШестибалльное землетрясение, одно из самых разрушительных за последние столетия в Аттике, произошло 7 сентября 1999 года. Была у землетрясения жертва, о которой вспомнили не в первые дни - византийский монастырь Дафни, гордость Греции, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО за свои уникальные мозаики.
Шестибалльное землетрясение, одно из самых разрушительных за последние столетия в Аттике, произошло 7 сентября 1999 года. Была у землетрясения жертва, о которой вспомнили не в первые дни - византийский монастырь Дафни, гордость Греции, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО за свои уникальные мозаики.
1 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийСотни малых и десятки больших землетрясений испытывали на прочность монастырский собор тысячу лет: византийские мастера не знали, что построили монастырь над малым тектоническим разломом, да и вся Греция - самая сейсмоактивная зона в Европе. Удар 1999 года едва не оказался роковым - храм раскрылся, как цветок, стены стали расходиться наружу, купол грозил упасть под давлением паутины трещин.
Сотни малых и десятки больших землетрясений испытывали на прочность монастырский собор тысячу лет: византийские мастера не знали, что построили монастырь над малым тектоническим разломом, да и вся Греция - самая сейсмоактивная зона в Европе. Удар 1999 года едва не оказался роковым - храм раскрылся, как цветок, стены стали расходиться наружу, купол грозил упасть под давлением паутины трещин.
2 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийМозаики 11 века, украшающие верхнюю часть храма, тоже сильно пострадали. Специалисты бросились на помощь памятнику. Инженеры-строители укрепили стены мощными железными конструкциями, буквально опутав храм лесами изнутри и снаружи.
Мозаики 11 века, украшающие верхнюю часть храма, тоже сильно пострадали. Специалисты бросились на помощь памятнику. Инженеры-строители укрепили стены мощными железными конструкциями, буквально опутав храм лесами изнутри и снаружи.
3 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийТем временем специалисты-реставраторы оказывали первую помощь мозаикам - закрепляли штукатурку, на которой те держатся, пытались ликвидировать опасные трещины, а наиболее пострадавшие мозаики сняли со стен, чтобы вернуть их на место после реставрации.
После принятия неотложных мер власти довольно быстро забыли о монастыре.
После принятия неотложных мер власти довольно быстро забыли о монастыре.
Тем временем специалисты-реставраторы оказывали первую помощь мозаикам - закрепляли штукатурку, на которой те держатся, пытались ликвидировать опасные трещины, а наиболее пострадавшие мозаики сняли со стен, чтобы вернуть их на место после реставрации.
После принятия неотложных мер власти довольно быстро забыли о монастыре.
После принятия неотложных мер власти довольно быстро забыли о монастыре.
4 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийПарадоксальным образом, решение о финансировании, которое откладывали в годы достатка, было принято в 2010 году, когда экономика Греции шаталась от мощного финансового землетрясения. Несмотря на повсеместное сокращение расходов, затронувшее и министерство культуры, власти нашли примерно 3 миллиона евро на решающую стадию восстановления памятника.
Парадоксальным образом, решение о финансировании, которое откладывали в годы достатка, было принято в 2010 году, когда экономика Греции шаталась от мощного финансового землетрясения. Несмотря на повсеместное сокращение расходов, затронувшее и министерство культуры, власти нашли примерно 3 миллиона евро на решающую стадию восстановления памятника.
5 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийВизантийских храмов с мозаичным убранством в мире наперечет, но Дафни выделяется и среди них. История монастыря как бы рифмуется с историей породившей его цивилизации. Византия была прямым продолжением Восточной Римской империи, хотя и менялась на протяжении всей тысячи лет своего существования - от средиземноморской супердержавы до небольшого государства вокруг черноморских проливов, чье культурное влияние намного превышало политическую силу. Православный монастырь в Дафни вырос на месте античного святилища Аполлона, на священной дороге из Афин в Элевсин. В 11 веке здесь был выстроен и украшен мозаиками крестово-купольный собор. Хотя документов на сей счет не сохранилось, у исследователей нет сомнений, что заказчиком столь масштабного проекта мог быть только император в Константинополе.
Византийских храмов с мозаичным убранством в мире наперечет, но Дафни выделяется и среди них. История монастыря как бы рифмуется с историей породившей его цивилизации. Византия была прямым продолжением Восточной Римской империи, хотя и менялась на протяжении всей тысячи лет своего существования - от средиземноморской супердержавы до небольшого государства вокруг черноморских проливов, чье культурное влияние намного превышало политическую силу. Православный монастырь в Дафни вырос на месте античного святилища Аполлона, на священной дороге из Афин в Элевсин. В 11 веке здесь был выстроен и украшен мозаиками крестово-купольный собор. Хотя документов на сей счет не сохранилось, у исследователей нет сомнений, что заказчиком столь масштабного проекта мог быть только император в Константинополе.
6 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийНеземной отраженный свет мозаик, где воздушные фигуры святых словно парят на золотом фоне, - самое торжественное, парадное искусство византийской цивилизации. Мозаики Дафни повторяют выученный урок евангельской истории с ее традиционными сюжетами - от Рождества к Пасхе, но строгий замысел здесь не мешает деталям.
Неземной отраженный свет мозаик, где воздушные фигуры святых словно парят на золотом фоне, - самое торжественное, парадное искусство византийской цивилизации. Мозаики Дафни повторяют выученный урок евангельской истории с ее традиционными сюжетами - от Рождества к Пасхе, но строгий замысел здесь не мешает деталям.
7 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийИзящество фигур, объемность лиц, тончайшие переходы и сочетания цветовых оттенков не противоречат строгой архитектонике сюжетов. Художник-мозаичист как будто пытается поймать мгновение.
Изящество фигур, объемность лиц, тончайшие переходы и сочетания цветовых оттенков не противоречат строгой архитектонике сюжетов. Художник-мозаичист как будто пытается поймать мгновение.
8 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийТак, в сцене Рождества Христова ангел, полуобернувшись, с улыбкой останавливает разговорившегося волхва, указывая ему на родившегося Спасителя. А в сцене Успения художник ищет тот момент, когда окружившие Богородицу ученики еще не знают, что она умерла мгновение назад, и одни из них недоумевают, другие горюют, третьи начинают догадываться, - в то время как всезнающие ангелы уже готовятся принять на небесах ее душу.
Так, в сцене Рождества Христова ангел, полуобернувшись, с улыбкой останавливает разговорившегося волхва, указывая ему на родившегося Спасителя. А в сцене Успения художник ищет тот момент, когда окружившие Богородицу ученики еще не знают, что она умерла мгновение назад, и одни из них недоумевают, другие горюют, третьи начинают догадываться, - в то время как всезнающие ангелы уже готовятся принять на небесах ее душу.
9 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийГреческие специалисты разработали систему своего рода "инъекций", которые помогают укрепить слой штукатурки, не снимая большинство мозаик со стен. Сейчас некоторые мозаики опутаны пластиковыми трубочками, будто больные в реанимации. Через трубочки во внутренние слои штукатурки вводят специальный раствор, который заполняет пустоты и помогает закрепить мозаики. Делаются "инъекции" после исследования внутренних поверхностей при помощи радара и после предварительных испытаний на мозаиках, специально созданных в лаборатории и художественной ценности не представляющих.
Греческие специалисты разработали систему своего рода "инъекций", которые помогают укрепить слой штукатурки, не снимая большинство мозаик со стен. Сейчас некоторые мозаики опутаны пластиковыми трубочками, будто больные в реанимации. Через трубочки во внутренние слои штукатурки вводят специальный раствор, который заполняет пустоты и помогает закрепить мозаики. Делаются "инъекции" после исследования внутренних поверхностей при помощи радара и после предварительных испытаний на мозаиках, специально созданных в лаборатории и художественной ценности не представляющих.
10 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийПараллельно восстанавливаются отдельные образы - скажем, за последние годы исчезла огромная трещина, которая после землетрясения пролегла между архангелом Гавриилом и Девой Марией в сцене Благовещения. Финальная стадия для многих мозаик - это их чистка. Мозаики делаются из кусочков мрамора, различных камней, а знаменитый золотой фон - это тонкие золотые пластинки, вплавленные между двумя слоями стекла.
Параллельно восстанавливаются отдельные образы - скажем, за последние годы исчезла огромная трещина, которая после землетрясения пролегла между архангелом Гавриилом и Девой Марией в сцене Благовещения. Финальная стадия для многих мозаик - это их чистка. Мозаики делаются из кусочков мрамора, различных камней, а знаменитый золотой фон - это тонкие золотые пластинки, вплавленные между двумя слоями стекла.
11 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийУкрепляя здание и его мозаики, исследователи постоянно задавали себе вопрос: как избежать будущих разрушений? Ведь мощные землетрясения, опасные для этого памятника, случаются в Аттике не реже, чем раз в сто лет, а порой и чаще. Здесь на помощь пришли специалисты афинского Политехнического университета, инженеры и сейсмологи, которые создали целую систему сейсмического мониторинга. Сейчас в храме помещены десятки приборов, регистрирующих сейсмическую активность, а также динамику стен при землетрясениях, и дополнительно - температуру, влажность и ряд других параметров. Провода и кабели от датчиков сходятся в компьютер, расположенный на территории монастыря и подсоединенный к лабораториям Политехнического университета, которые круглосуточно контролируют процесс.
Укрепляя здание и его мозаики, исследователи постоянно задавали себе вопрос: как избежать будущих разрушений? Ведь мощные землетрясения, опасные для этого памятника, случаются в Аттике не реже, чем раз в сто лет, а порой и чаще. Здесь на помощь пришли специалисты афинского Политехнического университета, инженеры и сейсмологи, которые создали целую систему сейсмического мониторинга. Сейчас в храме помещены десятки приборов, регистрирующих сейсмическую активность, а также динамику стен при землетрясениях, и дополнительно - температуру, влажность и ряд других параметров. Провода и кабели от датчиков сходятся в компьютер, расположенный на территории монастыря и подсоединенный к лабораториям Политехнического университета, которые круглосуточно контролируют процесс.
12 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийЧто же касается посетителей современных, то с 2008 года монастырь условно открыт для отдельных туристов - во всяком случае, так гласит табличка на древних воротах. Иногда здесь бывает закрыто без объяснения причин, иногда посетителей пускают не дальше храмового двора, но все же попытать счастья стоит. Тем, кто попадает в число счастливчиков, удается взобраться по лесам и взглянуть на мозаики вблизи - такими их видели только сами художники-создатели.
Что же касается посетителей современных, то с 2008 года монастырь условно открыт для отдельных туристов - во всяком случае, так гласит табличка на древних воротах. Иногда здесь бывает закрыто без объяснения причин, иногда посетителей пускают не дальше храмового двора, но все же попытать счастья стоит. Тем, кто попадает в число счастливчиков, удается взобраться по лесам и взглянуть на мозаики вблизи - такими их видели только сами художники-создатели.
13 из 14
© РИА Новости / Алексей БогдановскийТем, кто попадает в число счастливчиков, удается взобраться по лесам и взглянуть на мозаики вблизи - такими их видели только сами художники-создатели. Специалисты, которые планируют начать в ближайшие недели работы в храме, не сходятся во мнении относительно того, будет ли открыт храм в последующие три года реставрации. Однако один из руководителей работ Никос Делиниколас заверяет, что для посетителей будет сделано все возможное.
Тем, кто попадает в число счастливчиков, удается взобраться по лесам и взглянуть на мозаики вблизи - такими их видели только сами художники-создатели. Специалисты, которые планируют начать в ближайшие недели работы в храме, не сходятся во мнении относительно того, будет ли открыт храм в последующие три года реставрации. Однако один из руководителей работ Никос Делиниколас заверяет, что для посетителей будет сделано все возможное.
14 из 14