Рейтинг@Mail.ru
Помочь нефтяникам - РИА Новости, 01.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Помочь нефтяникам

Читать ria.ru в
Российскому сырьевому комплексу прописана масштабная налоговая реформа

Московские новости (Москва), № 5, 01.04.2011

Российскому сырьевому комплексу прописана масштабная налоговая реформа
В ближайшие десятилетия России не уйти от роли крупного экспортера нефти и газа. А вот у экспорта нефтепродуктов перспектив почти нет, предупреждают эксперты, привлеченные правительством для разработки новой «Стратегии-2020». Чтобы не допустить падения добычи, может потребоваться крайне непопулярное решение — выравнивание внутренних цен на топливо с мировыми.
Экспертная группа, отвечающая за новую модель экономического роста, попыталась для начала разобраться со старой — сырьевой. В четверг на семинаре в Академии народного хозяйства Владимир Дребенцов, главный экономист BP по России и СНГ и экс-экономист Всемирного банка, представил прогноз развития мировых сырьевых рынков до 2030 года. Именно от них будет зависеть и роль России.
Спрос на энергию, по оценкам BP, к 2030 году вырастет на 39%. У России надежные позиции: она экспортирует и газ, и нефть, и уголь. Проблема в том, что из трех главных сырьевых рынков по-настоящему свободный — только угольный. «Все говорят, что ЕС зависит от российского газа, но никто не говорит, что Россия обеспечивает 30,7% потребления угля в ЕС», — приводит пример Дребенцов. Просто угольный рынок «неинтересный», там действуют законы спроса и предложения. А вот в нефтяной и газовый все время вмешивается политика.
Ближайшие 20 лет — как раз «эпоха газа». Мировой спрос на это топливо будет расти быстрее, чем спрос на нефть и уголь. США будут переводить свои электростанции с угля на газ, а Китай строить новые и тоже на газе. Но удовлетворять растущий спрос будут прежде всего за счет поставок СПГ и сланцевого газа, который научатся добывать не только в США, но, возможно, в Польше и на Украине. «Когда говорят, что сланцевый газ — это «мыльный пузырь», и приводят расчеты высокой себестоимости добычи, обычно берут данные по первым месторождениям, — поясняет Дребенцов. — Но потом себестоимость стала резко падать». Так что «Газпром» ждет усиление конкуренции.
С нефтью все вроде бы стабильно. Свои 12% мирового рынка Россия в ближайшие 20 лет сохранит. Спрос, а за ним и предложение будут медленно, но верно расти. Если в 1970-е годы нефтяной кризис ускорил введение в оборот грандиозных запасов Северного моря и снижение цен, то в ближайшие десятилетие ничего подобного не предвидится. Нефть российской Арктики, даже если сделка «Роснефти» и BP все же состоится, появится на рынке не раньше 2027 года. Так что ждать дешевую нефть не стоит. Но есть проблема. Роль ОПЕК будет увеличиваться — с 40% мировой добычи до 46% в 2030 году. Картель по-прежнему будет управлять рынком, а это значит, что цены будут хоть и высокими, но неустойчивыми.
Есть еще один риск, но он уже чисто российский.  В 2007 году, на пике цен, в России снизилась добыча нефти. Росли издержки компаний, в том числе из-за негибкой налоговой политики государства, которая не поощряла инвестиции в новые месторождения. Вместо этого с 2004 года правительство пыталось стимулировать переработку нефти, считая, что это создает больше добавленной стоимости. Правда, по расчетам главы Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, получилось наоборот — добавленная стоимость в ходе переработки нефти уничтожалась. В результате льгот рентабельными стали самые отсталые НПЗ, производящие мазут, а инвестиции в добычу стали относительно невыгодными. «Мазут», как «спутник», — на другие языки не переводится», — отметил Дребенцов.
Решения по развитию переработки основаны на политической, а не на экономической логике, считает Дребенцов. Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин выразился резче: «Если бы правительство не лезло куда не надо, ничего бы и не было». На самом деле особых перспектив у России как экспортера нефтепродуктов нет. По прогнозам BP, до 2030 года мировая потребность в новых нефтеперерабатывающих мощностях составит 9 млн баррелей в сутки. А уже сейчас в мире простаивает 16 млн баррелей.
Первый шаг в сторону от прежней политики государство сделало. Пошлины на мазут будут повышены до уровня пошлин на бензин, а пошлины на сырую нефть снижены. Но  эксперты рабочей группы по налоговой политике во главе с Сергеем Дробышевским из Института Гайдара и президентом «Деловой России» Александром Галушкой вчера (уже на своем семинаре) обсуждали намного более радикальную реформу. Речь идет о полной  отмене экспортных пошлин на нефтепродукты, а затем и на нефть. Бюджет тогда компенсирует потери с помощью повышения НДПИ, а производители подтягивая внутренние цены до уровня мировых. У компаний появятся инвестиционные ресурсы. Но такие решения могут быть проведены в жизнь лишь после долгого переходного периода (пять-десять лет), предупреждают эксперты. Ведь бензин может подорожать на 80%. Или на 40%, но при условии открытия рынка для импорта. Согласится ли правительство на такой сценарий — большой вопрос.
Андрей Литвинов

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала