Рейтинг@Mail.ru
Навигатор в мире образования - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Навигатор в мире образования

Читать ria.ru в
Дзен
РИА Новости совместно с Высшей школой экономики дали официальный старт новому проекту - «Социальные рейтинги». Пока это рейтинги вузов, но вскоре появятся рейтинги образовательных учреждений всех уровней: вузов, школ, специальных учебных заведений. Чуть позднее – рейтинги летних лагерей, детских садов, больниц и так далее.

Анна Курская, РИА Новости.

Выбор вуза – непростая задача для абитуриентов и их родителей. Возникает множество вопросов о качестве и стоимости образования, проходном балле, конкурсе и прочему. Выбрать школу родителям не легче – где найти внятные критерии качества обучения? И как узнать, соответствуют ли ближайшие к дому школы этим требованиям? До сих пор источником информации служили форумы в интернете или рассказы знакомых и соседей. Но недавно ситуация изменилась к лучшему.

РИА Новости совместно с Высшей школой экономики в четверг, 31 марта, дали официальный старт новому проекту — «Социальные рейтинги». Посетители сайта РИА Новости на специальной странице проекта уже сейчас могут изучить различные рейтинги, подготовленные экспертами ВШЭ. Пока это рейтинги вузов, но вскоре появятся рейтинги образовательных учреждений всех уровней: вузов, школ, специальных учебных заведений. Чуть позднее – рейтинги летних лагерей, детских садов, больниц и так далее.

Задачу составления рейтингов простой не назовешь. Оценить то, что не поддается явному численному учету, всегда сложно. Как выставить баллы школе или детскому саду? Насколько можно будет доверять оценкам – кто поручится за объективность информации? И как разрабатывалась система выставления баллов?

На странице проекта уже сейчас можно найти ответы на эти вопросы и познакомиться с методиками расчета. С середины прошлого лета экспертами было подготовлено и опубликовано 7 рейтингов российских вузов. В ближайшие месяцы на сайте появятся навигаторы, анализирующие деятельность школ с разных точек зрения.

По мнению создателей проекта, «Социальный навигатор» станет своего рода компасом для людей, которые хотят дать детям достойное образование. «Говоря о рейтинге, мы не имеем в виду выставление оценок организациям, услугам, людям, с которыми мы работаем, — рассказала замруководителя проекта Наталья Тюрина на пресс-конференции в РИА Новости. – Наша задача – предоставить читателям доступ к максимально широкому спектру информационных источников по социальной сфере образования».

Авторы проекта надеются, что рейтинги станут формой общественного контроля социальных и образовательных учреждений, сделают их деятельность более открытой и прозрачной, покажут успехи и недостатки, стимулируют конкуренцию. Руководитель проекта Ирина Ясина подчеркнула, что оценки в рейтинге принадлежат не государственным структурам, а именно потребителям и экспертному совету. Кроме того, баллы выставляются не раз и навсегда: работа над каждым из рейтингов продолжится и после публикации, данные будут динамически обновляться.

«Что меня привлекает в этом навигаторе: не будет одного рейтинга. Разные родители – разные потребности – разные рейтинги», — пояснил Виктор Болотов, вице-президент Российской Академии образования (РАО), академик РАО, член экспертного совета.

«Хорошая школа по одному показателю может проигрывать другой школе по другому показателю, — добавил он. – Меня привлекает то, что родители, пользуясь этим навигатором, смогут исходить не из абсолютных показателей, а искать удобный для себя выбор».

Конечно, критерии качества школ для каждого родителя свои. Одним нужно усиленное преподавание каких-то предметов, другим – свободное от уроков время для занятий спортом или музыкой, третьим – избранное социальное окружение. Кроме того, популярность некоторых взглядов год от года меняется. По словам Болотова, несколько лет назад в основном звучало «хочу, чтоб ребенок в МГУ поступил», а в последнее время запрос стал меняться: «Посоветуйте школу, где социализацией хорошо занимаются». Где есть театры, активная общественная жизнь, походы… «Но есть инварианты, — продолжает эксперт. – Вопросы безопасности детей, свободы школы от наркотиков, например, остаются базовыми».

Еще одна наглядная характеристика для оценки старшей школы – результаты Единого государственного экзамена (ЕГЭ). «Нужно сказать, что это часто бывает заслугой не школ, а репетиторов, — отмечает Болотов, — но, тем не менее, это некоторый внешний сигнал».

Практика составления социальных и образовательных рейтингов уже давно существует на Западе, они не менее актуальны и в России. Правда, экспертам пришлось в своей работе столкнуться со специфическими трудностями. По словам Ирины Ясиной, в некоторых регионах сотрудники образовательных учреждений не были в восторге от самой идеи рейтинга. Им мешал стереотип о том, что все должны быть одинаковыми.

«Для нас, потребителей, не могут все быть одинаковыми, — утверждает Ясина. – Хотя мы избегаем выставления оценок, все-таки то, что университеты, школы, детские сады, больницы будут ранжированы по ряду показателей, конечно, будет означать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Но мы будем жестко настаивать на том, что это важно».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала