Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
История отношений российских чиновников и иностранных инвесторов – это история перманентного конфликта. С одной стороны, им не жить друг без друга, так как для развития субъектов привлечение иностранного капитала – суровая необходимость. С другой – региональные власти нередко делают все возможное, чтобы иностранный капитал мигрировал в другие, куда более дружелюбные страны. Минэкономразвития предлагает стимулировать интерес региональных властей к привлечению инвестиций с помощью федеральных денег.
Яркий пример непростых отношений инвесторов и российских чиновников – история деятельности в России крупнейшей в мире розничной сети по торговле мебелью и предметами домашнего обихода IKEA.
Как вести бизнес по-русски
В июне 2009 года ритейлер заявил о приостановке инвестиций в Россию. Причиной, как тогда объяснил гендиректор IKEA в России и СНГ Петр Кауфман, являлся "непредсказуемый характер административных процедур в ряде регионов России, в частности затянувшееся ожидание полного комплекта разрешительной документации, необходимой для открытия IKEA и МЕГА в Самаре".
Срок открытия торгового центра (ТЦ) в Самаре из-за проволочек региональных властей переносился с 2007 года. Каждый раз после выполнения требований стройнадзора компания получала новые списки замечаний. В итоге проект комплекса подорожал практически вдвое.
Еще раньше, в 2004 году, чтобы открыть "МЕГА" в Химках, IKEA пришлось построить транспортную развязку и пожертвовать 1 млн долларов на развитие детского спорта. В сентябре 2006 года из-за отсутствия разрешений стройнадзор остановил строительство "МЕГА" в Ростове-на-Дону. В 2007 году открытие ТЦ в Новосибирске откладывали по требованию областных властей. Чиновники тогда заставили скандинавских инвесторов расширить проезд на участке в 2,6 км возле ТЦ и построить мост длиной 300 метров (цена вопроса составила примерно 3 млн долларов). На месяц было отложено открытие "МЕГА" и в Нижнем Новгороде: тогда МЧС посчитало, что шведы нарушили правила пожарной безопасности.
Конфликты были разрешены. Однако в феврале прошлого года два топ-менеджера российского представительства IKEA были обвинены в коррупции.
Суть претензий: они проявили "терпимость по отношению к коррупционным действиям подрядчика". Так, концерн закрыл глаза на случай выплаты компанией-подрядчиком взятки для разрешения ситуации с энергоснабжением торгового центра "МЕГА" в Санкт-Петербурге. Видимо, со временем шведы научились вести бизнес по российским правилам, то есть "договариваться".
Помощь нужно заработать
История инвестирования шведской розничной сети в российские регионы – типичное свидетельство слабой заинтересованности власти на местах в притоке иностранных инвестиций. Им не только не оказывается помощь и поддержка, но и строятся различные препоны, делаются "предложения, от которых нельзя отказаться" (например, профинансировать строительство того или иного объекта). Получается, что федеральные власти убеждают инвесторов вкладывать капитал в Россию (по расчетам МЭР, необходимо привлекать по 70-80 млрд долларов ежегодно), а на местах им приходится бороться за выживание.
По данным ЦБ, в прошлом году приток прямых иностранных инвестиций (в производство, сферу услуг, а не на фондовый рынок) составил 32,7 млрд рублей, а чистый отток частного капитала превысил 38 млрд рублей.
Минэкономразвития предлагает стимулировать те края и области, которые сделают свои территории привлекательными для прихода капитала. Глава департамента инвестиционной политики и частно-государственного партнерства МЭР Сергей Беляков 30 марта заявил, что необходимо менять принципы выделения межбюджетных трансфертов (денежной помощи из федеральной казны региональным бюджетам) для выравнивания экономического положения в регионах. Сейчас размер трансфертов не зависит от инвестиционного климата в регионе. МЭР предлагает активнее помогать тем, кто привлекает инвесторов, а тем, кто не прилагает достаточного количества усилий, – финансирование сократить.
"Мы хотим поддерживать не отстающие регионы, а те, которые улучшают условия ведения бизнеса", - говорит Сергей Беляков.
Еще одна мера – создание специального фонда, деньги из которого могут быть выделены на софинансирование региональных проектов.
Жалобы от инвесторов
Сейчас не существует механизма разрешения конфликта региональных властей и крупных инвесторов. Решение в спорной ситуации приходится принимать в "ручном" режиме федеральным властям. При этом регионалы плохо понимают, что такое благоприятный инвестиционный климат, говорит Беляков.
В итоге за полгода в Минэкономразвития поступило более 60 жалоб крупных инвесторов. Почти все – на действия региональных властей.
Впрочем, многие чиновники на местах отлично знают, как привлекать иностранный капитал. Просто часть из них имеют свой денежный интерес, а потому навязывают инвесторам свои условия и "нужных" контрагентов. Расходы инвесторов при этом почти гарантированно возрастают. Получается, что защита крупными чиновниками интересов определенных финансовых и промышленных групп препятствует развитию конкуренции, стимулирует коррупцию и выдавливает инвесторов из региона. Скорее всего, именно в этом причина сдержанного желания инвесторов вести бизнес в России. Значит, бороться нужно именно с этими бедами, а не только стимулировать губернаторов размером федеральной помощи.
Тем более что зависимость размера межбюджетных трансфертов от объема инвестиций может создать дополнительные проблемы. Как рассказал Беляков, "мы все время видим, как регионы соревнуются в предоставлении налоговых льгот, не предлагая больше ничего". Ведь пообещать налоговые льготы – беспроигрышный вариант завоевать симпатию потенциального инвестора. При этом у субъектов сокращается налоговая база, а значит поступления в их бюджет. Нехватка денег в бюджете вынудит власти либо сокращать соцобязательства, либо обращаться за финансовой помощью в федеральный центр.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции