Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Приток инвестиций - едва ли на главный залог успешной модернизации отечественной экономики. Однако, как заявил на заседании Комиссии по модернизации 30 марта президент Дмитрий Медведев, инвестиционный климат в нашей стране очень плохой. Глава государства прямо так и сказал - "очень плохой", и предложил десять мер для исправления ситуации, от уменьшения ставки страховых взносов до создания новых госструктур, которые должны будут "подталкивать" инвесторов.
Печальная арифметика
Еще в 2008 году президент Медведев провозгласил приоритет "четырех И" - институты, инфраструктура, инновации, инвестиции. По прошествии трех лет можно сказать, что проблемы есть с реализацией всех "И".
Что до инвестиций, то вместо заветного "инвестиционного бума" мы наблюдем весьма стабильный отток капитала из страны. Как отмечает директор стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, несмотря на экономический рост в 4%, в прошлом году из страны утекло $38,3 млрд, хотя растущая экономика должна была бы стать объектом притяжения инвесторов.
Слишком много вещей, которые отпугивают потенциальных инвесторов - бюрократические барьеры, коррупция, слабая инфраструктура и много другое, что уже не раз называлось, в том числе и с самых высоких трибун. И вот президент огласил перечень мер, которые, по его мнению, должны в корне изменить ситуацию. Причем, как подчеркнул 31 марта на пресс-конференции в РИА Новости помощник президента Аркадий Дворкович, результат мы увидим не в какой-то долгосрочной перспективе, а уже в этом году.
Среди мер, названных президентом, - уже помянутое снижение ставки страховых взносов. Ставка в 34%, по мнению главы государства, может "оказаться непосильной для многих видов деятельности". Еще президент обещал ускорить притормозившуюся в последнее время подготовку к приватизации госимущества. И, разумеется, целый комплекс мер по борьбе с коррупцией и устранению чиновничьих препон. Для этого будут созданы специальные мобильные приемные для приема жалоб на недобросовестных чиновников, плюс в каждом федеральном округе появятся инвестиционные уполномоченные, которые помогут частным компаниям продвигать проекты и взаимодействовать с государством.
Опора и якорь
К реализации десяти президентских пунктов решено приступить немедленно. По словам г-на Дворковича, уже 1 апреля глава государства подпишет набор поручений, и до конца текущей недели они будут переданы адресатам - правительству, администрации президента и в генпрокуратуру.
Но только пути реализации видятся слишком туманно. О приватизации госимущества говорят уже больше года, однако процесс не идет, в том числе потому, что до сих пор нет механизмов, которые гарантировали бы честное проведение торгов. Ведь если повторится истории с приватизацией середины 1990-х, вряд ли нам стоит ждать экономических прорывов.
Снизить страховую нагрузку… Проще сказать, чем сделать. А как быть с социальными обязательствами государства? Отказаться от них нельзя, ведь они, по сути, и обеспечили социальную стабильность в период кризиса. Они же являются серьезным тормозом для экономического развития. В своем выступлении президент подчеркнул, что все обязательства должны быть выполнены. А значит, государству, если оно решится снизить страховые отчисления компаний, придется решить архисложный вопрос: как компенсировать выпадающие средства? Ответа на него, по признанию Аркадия Дворковича, пока нет.
Сторож брату
Нет действенного рецепта и по борьбе с коррупцией и бюрократией. Мобильные приемные и новые уполномоченные?
В английском языке есть выражение "тушить огонь огнем", то есть сбивать пламя встречным пожаром. Российское руководство, похоже, собирается бороться с бюрократией с помощью бюрократии. К сожалению, это не парадокс - это логика, если угодно - философская база любой административной системы, постоянное стремление к бесконечному росту. Комиссия по надзору за работой комиссии по контролю… и так далее, и так далее.
У нас ведь уже есть институт полномочных представителей президента, которые как раз и призваны блюсти интересы федерального центра, пресекать произвол на местах и т.д. Да и выборы губернатора в свое время были отменены как раз для того, чтобы снизить их зависимость от местных элит. Если уже существующие институты по каким-то причинам работают недостаточно эффективно, не лучше ли заняться их оптимизацией и модернизацией, чем создавать новые структуры. И где гарантия, что к ним в скором времени не придется приставлять новых надсмотрщиков?
Аркадий Дворкович признает, что осуществить задуманное будет непросто: "коррупционные риски у нас всегда и везде есть - это очевидно". Правда, помощник президента подчеркивает, что новых чиновников будет немного. Да и появятся они не за счет расширения штата, а в результате расширения полномочий действующих представителей президента или людей из их аппарата. Вдобавок нам обещают, что работа инвестиционных уполномоченных будет совершенно прозрачна и для инвесторов, и для общества, и для СМИ.
"У каждого из них будет страничка в "твиттере", - шутит г-н Дворкович. "Твиттер" - это конечно здорово, по крайней мере, забавно. Однако вспомним, всякий раз, когда создавались новые госструктуры, их авторы говорили об эффективности и прозрачности. Невольно возникает ощущение движения по кругу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции