1 апреля начинается запись в 1-е классы. Заявления в школы можно подавать до 31 августа, однако в престижных школах набор заканчивается в течение нескольких дней. О том, как выбрать начальную школу, в интервью РИА Новости рассказывает учитель московской прогимназии № 1718 Тамара Ветошникова.
- Тамара Валентиновна, на одном из форумов, где идет дискуссия о выборе школы, родители советуют подойти к вопросу ответственно и начать узнавать о школе за два года до того, как ребенку надо будет пойти учиться. Это разумный подход?
- Конечно, интересоваться, узнавать, какие школы есть поблизости, надо заранее. Большинство родителей сейчас так и поступают, многие целенаправленно отдают детей в группы предшкольной подготовки. Я часто сталкиваюсь с родителями, которые заинтересованы в образовании своих детей, и выбор школы для них – вопрос непростой. Они узнают, что пишут о школе в интернете, посещают дни открытых дверей, общаются с другими родителями, поскольку, что касается школы, "сарафанное радио", наверное, самый лучший источник информации.
Хотя есть и такие родители, кто только в августе вспоминает, что ребенок достиг школьного возраста и должен пойти 1 сентября в школу.
Бывает, что выбор меняется. В дошкольном возрасте довольно сложно определить детские склонности. Кто-то, может быть, хотел отдать ребенка в математическую школу или прогимназию, а ребенок начинает довольно успешно заниматься спортом или музыкой, и тогда родители могут выбрать школу попроще, чтобы избежать перегрузки.
- Пожалуй, самый главный вопрос – как выбрать хорошую школу. Вот если бы вы думали, в какую школу отдать ребенка, на что бы обратили внимание?
- Прежде всего, я оценила бы, как внешне выглядит школа, какой в ней ремонт, как она оснащена: сейчас даже в начальной школе сложно представить себе уроки без компьютеров.
Я бы поискала информацию о школе в интернете, узнала бы, что за педагоги работают в ней, какова успеваемость учеников, есть ли отличники, победители конкурсов, олимпиад.
Мне как работающей маме было бы интересно, насколько насыщена вторая половина дня – есть ли "продленка", кружки.
Я бы обратила внимание на школьную территорию, удобно ли там гулять, играть.
Конечно, поинтересовалась бы, какая в школе столовая – лучше, когда завтраки и обеды не привозные, а их готовят на месте, все свежее.
Важно, есть ли в школе медицинский работник, работает ли он на полную ставку - или на четверть: я тревожусь о ребенке, и мне небезразлично, могут ли ему оказать в школе квалифицированную помощь.
И, конечно же, главное: в начальной школе, как правило, "идут на педагога". Поэтому стоит пообщаться с самим учителем, родителями детей, которые у него учились. Сейчас в школах есть подготовительные курсы, где работают набирающие детей в первые классы учителя. Если даже ребенок не посещает такие курсы – можно после занятий просто познакомиться с педагогом.
- В каждом районе, округе есть школы, пользующиеся повышенным спросом. Как быть в том случае, когда школа устраивает, но, допустим, это престижная прогимназия и попасть в нее сложно?
- В любом округе, думаю, всегда можно найти еще одну – равнозначную - школу, где есть места, тем более, если речь идет о "началке". Вероятно, она чуть дальше от дома. Но ведь есть категория родителей, кто даже готов возить своих детей в школу, и это нормально.
Другой вопрос, что школа действительно может устраивать родителей, но комфортно ли в ней будет ребенку. Большинство мам и пап хотели бы, чтобы их ребенок учился в прогимназии или специализированной школе. Обычно в таких школах повышенные нагрузки. И если, скажем, у ребенка вторая группа здоровья, справится ли он с учебой? Если он часто болеет и пропускает уроки, наверное, он будет отставать от сверстников. Не обрекаем ли мы его в этом случае на неуспех? Ведь важно, чтобы учеба была по силам. Не надо пытаться переносить собственные амбиции на детей. Главное, чтобы ребенок психически, физически, интеллектуально, эмоционально был готов к учебе в данной школе.
- Совместный проект РИА Новости и Высшей школы экономики "Социальный навигатор" предполагает создание рейтинга школ. Насколько, по-вашему, такой рейтинг может быть полезен родителям?
- В педагогическом сообществе мы так или иначе сталкиваемся с рейтингами: знаем, к примеру, какие школы наиболее успешны по результатам ЕГЭ, по количеству олимпиадников, победителей различных конкурсов. Параметры рейтингования могут быть разными – можно даже учитывать такие субъективные факторы, как, допустим, считают ли дети школу уютной. В любом случае рейтинг, в основе которого лежат те или иные параметры, - это важный, но не единственный источник информации.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ) специально для РИА Новости