МОСКВА, 31 мар - РИА Новости. Год назад президент РФ Дмитрий Медведев после терактов в московском метро подписал указ по обеспечению безопасности на транспорте. Вскоре представителям ответственных министерств и ведомств предстоит отчитаться о проделанной за прошедшее время работе.
Взрывы прогремели на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии московского метро утром 29 марта 2010 года в "час пик" с интервалом в 45 минут, следствие квалифицировало их как теракт. Погибли 40 человек, более 100 пострадали.
Указ президента
В соответствии с указом от 31 января 2010 года правительство РФ должно было в четырехмесячный срок утвердить комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте. Такая программа была утверждена в августе 2010 года, на ее реализацию до 2014 года планируется выделить 46,7 миллиарда рублей.
Создание "комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, прежде всего на метрополитене и других видах общественного транспорта, предотвращения чрезвычайных ситуаций и террористических актов на транспорте, а также обеспечения защиты населения" должно быть завершено к 1 января 2014 года.
До 31 марта 2011 года должно было завершиться оснащение наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств "специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства".
Регионам, органам местного самоуправления и организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности рекомендовано предоставлять места для размещения спецсредств, а также технические устройства и каналы связи для сбора и распространения информации о возникновении или угрозе возникновения ЧС и терактов.
Теракт в Домодедово: оргвыводы и инспекции
Министерства и ведомства приступили к работе, однако произошедший 24 января в аэропорту Домодедово теракт показал недостаточность предпринятых на тот момент мер.
В конце января на совещании с силовиками президент потребовал от главы МВД Рашида Нургалиева "тряхнуть" всю транспортную милицию, чтобы обеспечить ежедневный контроль за безопасностью. Должностей лишился ряд милицейских руководителей, включая начальника управления на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу генерал-майора Андрея Алексеева.
Глава государства подписал тогда перечень поручений по безопасности на транспорте, в частности поручив рассмотреть вопрос о создании структуры по разработке соответствующих техсредств, проверить эффективность расходования денег, расширить кинологическую службу и внести к июлю законопроект о маркировке взрывчатки и пиротехники.
Кроме того, в конце января Медведев создал должность еще одного замминистра внутренних дел, который будет отвечать за безопасность на транспорте, и назначил на нее генерал-полковника милиции Виктора Кирьянова, освободив его от должности главы ГИБДД.
Позднее премьер-министр РФ Владимир Путин освободил Геннадия Курзенкова от должности руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Также должностей лишились двое руководителей управления "Т" Службы экономической безопасности ФСБ России.
Глава государства, не удовлетворившись организационными мерами и данными поручениями, решил лично проверить, как обеспечивается безопасность на транспортных объектах столицы. Совершив в феврале блиц-инспекцию на Киевском вокзале Москвы, президент поставил "неуд" за обеспечение безопасности на вокзале. Медведев поручил главе РЖД навести порядок с безопасностью на железнодорожном транспорте и в течение трех дней доложить о результатах.
Это было уже второе после теракта в аэропорту "Домодедово" посещение президентом транспортных объектов столицы. В конце января Медведев побывал на станции метро "Охотный ряд", где лично ознакомился с системами безопасности подземки.
МВД
На оснащение подразделений милиции в рамках комплексной системы безопасности на транспорте уже выделено 1,8 миллиарда рублей, сообщил ранее глава МВД. Программа комплексной безопасности на транспорте предусматривает внедрение системы радиосвязи на метрополитене, оснащение экспертных подразделений лабораториями, в том числе взрыво-технического профиля, создание системы досмотра и контроля автотранспортных средств на всей территории страны, совершенствование кинологической службы. В частности, в течение четырех лет в московском метро будет в пять раз будет увеличено количество собак - до 250.
Но уже и сейчас органы внутренних дел усилили работу в обеспечении безопасности на объектах транспорта. Так, сотрудникам управления милиции на московском метрополитене начали выдавать специальные переносные устройства "Вираж ВВ", позволяющие выявлять взрывчатые вещества у подозрительных граждан. Милиционеры, работающие на объектах транспортной инфраструктуры, проводят операцию "Розыск". Только в марте за два дня операции транспортные милиционеры задержали на вокзалах и в аэропортах Центрального федерального округа РФ более 110 граждан, скрывавшихся от правоохранительных органов за совершение различных преступлений.
Железные дороги
В настоящее время РЖД реализует свою часть из комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте.
В соответствии с программой на железнодорожных вокзалах предусматривается установка металлоискателей. Речь шла об оснащении 34 вокзальных комплексов техсредствами, системами досмотра и контроля пассажиров, их ручной клади и багажа, системами подавления радиолиний и взрывозащитными контейнерами. Однако выполнение данных мероприятий затянулось, так как в соответствии с действующим законодательством только конкурсные процедуры по определению поставщика занимают более двух месяцев, а финансовые средства из федерального бюджета поступили на счет РЖД 30 декабря 2010 года.
Но после теракта в аэропорту Домодедово и визита на Киевский вокзал Медведева оснащение вокзалов системами досмотра значительно ускорилось. После этой незапланированной инспекции РЖД в трехдневный срок установила на вокзалах более 180 рамок-металлодетекторов и на треть увеличила количество постов охраны. В настоящее время работы по оснащению вокзалов специальной досмотровой техникой продолжаются.
Президент РЖД Владимир Якунин на совещании по безопасности 23 марта текущего года сообщал, что рамками металлодетекторов оснащены вокзалы Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Выборга. Начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов также сообщил, что в рамках комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте к настоящему времени досмотровой аппаратурой оснащено 29 российских вокзалов.
На программу выделено около 1,2 миллиарда рублей из федерального бюджета и 300 миллионов рублей - из средств РЖД. Кроме того, РЖД строит на Ленинградском вокзале Москвы и Московском вокзале Санкт-Петербурга специальные павильоны для 100-процентного досмотра пассажиров поездов "Сапсан".
Представители РЖД на совещании отмечали, что процесс досмотра пассажиров в настоящее время недостаточно эффективен, поскольку сотрудники частных и ведомственных охранных предприятий в соответствии с законом "О частной детективной и охранной деятельности" досмотровыми полномочиями не наделены, а сотрудникам правоохранительных органов из-за их небольшой численности приходится осуществлять выборочный досмотр пассажиров.
Поручением президента РФ от 2 марта 2011 года предусмотрена разработка федерального закона, наделяющего правом досмотра пассажиров и багажа сотрудников организаций, осуществляющих охрану вокзальных комплексов. Его разработка, сходились во мнении участники совещания в РЖД, может занять достаточно долгий срок, поэтому на переходный период необходимо рассмотреть возможность подготовки соответствующего указа президента РФ.
Пилотные зоны безопасности
Как сообщал ранее глава МЧС России Сергей Шойгу, массовая установка терминальных комплексов системы безопасности на транспорте в метрополитенах российских городов начнется в уже 2011 году. Срок работы пилотных зон истекает 31 марта. На основании анализа этой работы будут выработаны общие требования к техническим средствам.
На данный момент пилотные зоны системы комплексной безопасности на транспорте созданы на восьми станциях метрополитенов в Москве на станции "Охотный ряд", в Санкт-Петербурге на "Ладожской", а также на станциях метро Новосибирска, Нижнего Новгорода, Самары, Казани, Екатеринбурга и Волгограда. Кроме того, в Нижнем Новгороде многофункциональными терминальными комплексами системы оснащены железнодорожный вокзал, автовокзал, аэропорт и в речной порт.
Системы защиты представляют собой единую аппаратно-программную платформу и включают в себя функции 12 подсистем. Основные - система массового визуального и звукового информирования, наблюдения и сбора информации, интеллектуального видеонаблюдения, экстренной связи, а также радиационного и химического контроля.
Безопасность в метро
В 2011 году планируется установить 140 терминалов на 12 станциях кольцевой линии московского метрополитена, еще 112 терминальных комплексов будет установлены на 14 станциях метрополитена Санкт-Петербурга.
Кроме того, в преддверии Универсиады-2013 в Казани все шесть станций городского метро также будут оснащены системами комплексной безопасности.
В перспективе системами комплексной безопасности на транспорте будут оборудованы аэропорты, железнодорожные и речные вокзалы, а также и автовокзалы.
Российские власти рассчитывают, что все станции метро в стране к 2014 году будут оборудованы досмотровыми системами в рамках программы по транспортной безопасности, сообщил накануне замминистра транспорта Андрей Недосеков.
Кроме того, он уточнил, что на сегодняшний день минимальный набор оборудования (рамки металлоискателей и взрывозащитные контейнеры - ред.) установлен на 46 станциях Москвы, 14 станциях Петербурга. Полный комплект оборудования установлен лишь в "пилотных зонах" на станциях метро "Охотный ряд" в Москве и "Ладожская" в Санкт-Петербурге
Безопасность в аэропортах
После теракта в аэропорту Домодедово в январе текущего года был введен стопроцентный досмотр граждан на входах в аэровокзальные комплексы.
Правительство России 1 февраля утвердило правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, по которым границы воздушных гаваней должны охраняться подразделениями вневедомственной охраны МВД или ведомственной охраны Минтранса, а охрана периметра аэропорта обеспечиваться по договору с его администрацией.
Согласно документу, вневедомственная охрана органов внутренних дел обеспечивает охрану границ международных аэропортов, а охрана Минтранса - остальных.
При этом обеспечивать безопасность аэропорта может либо его служба безопасности, либо по договору - вневедомственная охрана МВД или ведомственная охрана Минтранса.
Периметр аэропорта должен быть огражден и снабжен контрольно-пропускными пунктами, которые будут осуществлять пропуск людей и транспорта только после идентификации личности и транспортного средства, а также установления оснований для прохода или проезда на территорию.
В аэропортах должны быть созданы централизованные пункты управления охраной, куда в электронном виде будет стекаться информация со всех инженерно-технических систем охраны и автоматически передаваться в режиме реального времени в ФСБ, органы внутренних дел и Ространснадзор.
С момента принятия комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте Росавиацией была разработана конкурсная документация и объявлены конкурсы на закупку технических средств охраны и их установку в аэропортах Внуково, Якутск, Анапа и Пенза.
Кроме того, закуплены технические средства досмотра пассажиров, ручной клади и багажа для аэропорта Магнитогорск, а также был заключен контракт на поставку их поставку в 6 аэропортов - Красноярск ("Черемшанка"), "Северный" (Грозный), "Большое Савино" (Пермь), Сыктывкар, Оренбург, Иркутск. Поставка и установка техники будут реализованы в текущем году.
Было реализовано обучение 80 сотрудников территориальных органов Росавиации по вопросам обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте, а в центральном аппарате Росавиации оборудовано 2 специальных помещения для работы с материалами по результатам оценки уязвимости и планам по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.