НЬЮ-ДЕЛИ, 30 мар - РИА Новости, Евгений Безека. Новая книга о Махатме Ганди, в которой критики усмотрели намек на его бисексуальность, запрещена в штате Гуджарат - на родине легендарного борца за независимость Индии, заявил в среду глава администрации Гуджарат Нарендра Моди.
Власти другого индийского штата Махараштра также заявили о намерении запретить книгу. Не исключает такой возможности и правительство Индии.
Автором нашумевшей книги "Великая душа: Махатма Ганди и его борьба с Индией" стал лауреат Пулитцеровской премии Джозеф Леливельд. Скандал вспыхнул после появления в британской печати рецензии, автор которой усмотрел в книге указания на бисексуальность и расизм идеолога ненасильственной борьбы за свободу Индии. Рецензент, в частности, объясняет свои догадки теплотой отношений, которые завязались у Ганди во время его жизни в Южной Африке с немцем Германом Калленбахом.
Леливельд открестился от характеристик, данных Махатме рецензентом. По словам писателя, он нигде не называл Ганди ни бисексуалом, ни расистом, но его объяснения не были услышаны.
"Это издание позорит Махатму. Гнев нарастает не только в Гуджарате, но и по всей Индии. Описанное в произведении извращение недопустимо, оно должно быть решительно осуждено", - сказал Моди, выступая перед депутатами гуджаратского законодательного собрания.
"Правительство Гуджарата решило немедленно запретить издание, печать и распространение книги в штате", - заявил он.
Психоаналитик Судхир Какар, который занимался изучением личной жизни Ганди, видел архивные записи, на которые ссылается Леливельд, но описанного в рецензии не вспомнил. "Ганди всегда говорил о бескрайней любви, но имел в виду платоническую любовь", - пояснил Какар газете Times of India.
Специалист по жизни Ганди Тридип Судхур читал книгу, беседовал с ее автором и даже цитируется во вступлении к главе о Калленбахе. Историк тоже категорически отверг предположения газетных рецензентов. Он полагает, что читателя мог сбить с толку стиль переписки двух друзей. Обычные для эпистолярного жанра столетней давности выражения и обороты сегодня воспринимаются совершенно иначе, сказал он.