Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Галерея работ Василия Тропинина – как кондитерская, цех сладостей. В ней есть пастила и зефир – нежные детские портреты, шоколадная "Кружевница" (не зря ее часто помещали на коробках конфет), леденцы монпансье – "Женщина в окне" и "Девушка с горшком роз". А вот и домашние, милые, уютные яблочные пироги с корицей – "Автопортрет с кистями и палитрой…", – и портрет сына художника Арсения. 30 марта со дня рождения Тропинина исполняется 235 лет.
Его портреты мы знаем с детства. Они живут в школьных учебниках, в классах учителей-словесников, на упаковках сладостей. Благодаря Тропинину мы с детства запоминаем лицо Пушкина, Брюллова, Айвазовского. Счастлив тот художник, чьи картины стали частью национального сознания. Таков и Тропинин, живопись которого усвоена россиянами на уровне рефлексов, порой в отрыве от имени автора.
Сладкий "вкус" произведений Тропинина – это и следствие образования (хозяин, граф Морков, отправил крепостного Тропинина учиться на кондитера), и следствие его натуры, склонной к умилению, доброй, порой даже чуть слащавой. Есть ли у Тропинина хоть один гневно-обличительный портрет? Едва ли. Он мягок, чувствителен, благожелателен к моделям. Ему близок сентиментализм XVIII века: его искусство умиротворяет и радует. Тропинин – и наследник художников Возрождения с их верой в человека, восхвалением человеческой души и ума.
Кого бы Тропинин ни рисовал – крестьянина ли, графа ли, – он отыскивает в лице своей модели нечто обаятельное, располагающее, душевное. Реалист ли Тропинин? Да, но с одной оговоркой: он реалист сентиментально-романтического толка, жизнеутверждающий художник.
Василий Тропинин – живописец порой парадный, но не помпезный. Он возглавлял московскую – нестоличную в ту пору – школу живописи и наряжал своих моделей в домашний халат, в противовес петербургским художникам, любившим мундиры. В наши дни живопись Тропинина назвали бы неформальной. Даже его богатые и знатные модели, дворяне и купцы, хотя и величавы, но при этом естественны, а не чопорны и снисходительны.
А если сравнить двух Пушкиных – у Тропинина и у Кипренского – то на тропининском портрете у поэта непринужденная поза и красноречивый взгляд, а у Кипренского Пушкин немного напряжен и скептичен. Кстати, портрет Тропинину заказал сам Пушкин – для своего друга, библиофила Сергея Соболевского.
Бывший крепостной Тропинин стал академиком – его избрали в Академию художеств в 48 лет, в 1824 году. Он был по-прежнему застенчив, вовсе не чувствовал себя богом-олимпийцем в живописи. Ему было присуще спокойное достоинство, которое помогает работать и не позволяет почивать на лаврах. Тропинин стал известен, у него насчитывалось немало заказчиков: из всех жанров живописи публика отдает предпочтение портретам. При этом художник вовсе не был конъюнктурным лакировщиком действительности, он таким и видел мир – красивым и добрым. Даже его полотна в темных тонах излучают свет – внутренний, присущий самому живописцам и его моделям.
Кто лучше Тропинина изобразил московские нравы, уловил обаяние и неспешность московской жизни? Он написал примерно 3 тысячи портретов жителей старой столицы. Та московская жизнь в лицах, как коллекция пестрых и ярких бабочек, собрана в портретной галерее Музея Тропинина в Щетининском переулке. 18 марта этот небольшой музей открылся после реставрации.
Публика видит только десятую часть собрания, запасники ломятся от картин. В 2003 году московские власти собирались отдать музею еще три дома на Волхонке, в каждом из которых Тропинин жил некоторое время. В одном из домов он написал свой знаменитый "Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль". Но со зданиями больше повезло другому художнику – Илье Глазунову. Под его музей выделили дополнительные здания, а под музей Тропинина – нет.
Тему москвоведения в живописи после Тропинина, умершего в 1857 году, продолжат Перов, Саврасов, Поленов, Маковский, Юон. Их живопись будет более разнообразной и менее безоблачной, чем у Тропинина. Но все они будут опираться на его живопись, как на букварь, который учит разумному, доброму, вечному.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции