Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Телевидение активно эксплуатирует одну и ту же схему: раскрученный ньюсмейкер приносит каналу больший рейтинг. Яркий пример этому – НТВ, прочно оседлавший с некоторых пор тему Аллы Пугачевой.
Терзание души
На четвертой кнопке уже продемонстрированы документальные "Алла + Максим. Исповедь любви" и "Примадонна. Битва за счастье", вызвавшие у столичного зрителя немалый интерес. На этой неделе мыльно-документальный сериал о певице продолжила лента "Пугачиха. Фильм-судьба". И картина вновь получила очень высокие цифры рейтинга и дала НТВ возможность обойти Первый канал и "Россию 1".
В пресс-релизе к картине фривольность названия поясняется тем, что так артистку эстрады давно окрестила народная молва. Что до жанра, то это "монолог обо всем, что осталось за кадром: о непростой жизни с мужьями, рождении дочки, знакомстве и мучительном разрыве с Киркоровым. А главное о том, что действительно терзало ее душу все эти годы: мысли о славе, старении, смерти".
Зрителей НТВ понять можно. Кто же из них откажется от публичной исповеди известного человека? Особенно, если речь идет о человеке, про которого еще в советские времена ходил анекдот – "Кто такой Брежнев? Мелкий политический деятель эпохи Пугачевой".
Впрочем, Алла Борисовна в фильме никаких сенсаций не произносит. Это, скорее, краткие характеристики о себе любимой: "Многие думают, что я играю в жизни. Вот на сцене я играю. А в жизни – нет". Или "Хорошие люди считают меня хорошей, плохие – плохой", "Еж доступный. Когда его гладят – он разворачивается. Меня не всегда гладят" и т. д.
"Пугачиха" представляет собой хаотично смонтированные отрывки из старых документальных лент о Пугачевой и, честно говоря, непонятно какое отношение ко всему этому имеет канал НТВ, кроме самого факта показа "варева".
Вдовцы и их продавцы
Таблоидность канала сквозит и в других программах. В "Чистосердечном признании", где раньше давали слово разного рода преступникам, теперь решили взяться за такую неохваченную социальную прослойку как вдовцы.
Упаси вас боже подумать, что это какое-то исследование с привлечением обычных, простых людей, вроде слесаря-сантехника Ивана Иванова. Для такой темы авторам потребовались мужчины известные и популярные, актеры, художники и спортсмены.
Игоря Ливанова заставили вспоминать о первой жене, которая погибла вместе с дочерью в железнодорожной катастрофе, Бориса Мессерера – о Белле Ахмадулиной, Борис Невзоров рассказал об зверски убитой жене, Сергей Цигаль – о безвременно ушедшей Любови Полищук, Эммануил Виторган – об Алле Балтер, Лев Дуров – об Ирине Кириченко.
Что хотели сказать этим выпуском авторы? Показать, как тяжело жить без близкого человека? Это и так понятно. Дать выговориться известным мира сего? Но об этих ушедших женщинах говорилось (и писалось) не в первый раз. Что в сухом остатке? Тема, которая дает неплохой рейтинг. Ничего личного, просто бизнес.
От Ильича до Рудольфовича
Первый канал в минувшее воскресенье начал повторный показ многосерийного художественного фильма "Брежнев", о молодых и преклонных годах самого "застойного" генсека ЦК КПСС. Во многом благодаря блистательной игре Сергея Шакурова сериал получился занимательным и даже где-то злободневным. Действие происходит незадолго до кончины Брежнева, который вспоминает главные события в своей судьбе и жизни страны, пытаясь понять, все ли он делал верно.
Появляется Брежнев и в пародийной программе "Большая разница" (Первый канал). В качестве председателя жюри в программе Александра Гордона "Закрытый показ", которая происходит… в 1979 году. "О чем фильм? – О космосе, Леонид Ильич. – "Космос" это хорошо, особенно с фильтром".
Досталось в "Большой разнице" и другим, но уже более современным персонажам. В частности, в пародии на доктора-телеведущую Елену Малышеву (прославившуюся весьма эксцентричными пояснениями природы тех или иных болезней) "она" утверждает, что "если я сегодня человека скотчем не обмотаю, завтра он умрет от ветрянки".
Самой беспощадной получилась сатира на телеведущего Владимира Рудольфовича Соловьева ("У него обычно проигрывают оба соперника"). Пересмешники из "Большой разницы" так пояснили его переход с НТВ на "Россию 1": "Я почему раньше такой злой и наглый был? У меня не было канала "России". Теперь я просто злой".
А тема очередного "Поединка" была обозначена так – "Владимир Соловьев – велик или прекрасен?" В данном скетче в роли третейского судьи представал сам Соловьев, после чего диктор объявлял: "Он явился в этот мир принять грехи. Смотрите в следующем сезоне новую программу "Распятие с Владимиром Соловьевым".
О политической воле
Российские каналы проявили интерес к делу украинского журналиста Георгия Гонгадзе. Желанным гостем Останкино стал бывший сотрудник охраны президента Украины майор Николай Мельниченко. Он прославился тем, что в свое время обвинил собственного шефа, Леонида Кучму, в организации убийства журналиста.
В программе Вадима Такменева "Центральное телевидение" (НТВ) Мельниченко пояснил, что, узнав о намерениях Кучмы, был так возмущен, что даже хотел застрелить президента Украины. Но решил сделать лучше – записать все переговоры патрона.
На вопрос Такменева, почему же скандальным пленкам дан ход только сейчас, спустя много лет, Мельниченко дал довольно простое объяснение: "Не было политической воли".
В итоговой же программе "Время" (Первый канал) был показан не только Мельниченко, но и ответ Леонида Кучмы. Экс-президент Украины с пафосом в голосе провозгласил, что он "готов пройти через все муки ада, чтобы доказать, что невиновен".
Все-таки как ярко и интересно живут наши соседи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции