ДЖАКАРТА, 29 мар - РИА Новости, Михаил Цыганов. Новое руководство Египта и Туниса обратилось к Индонезии с просьбой поделиться опытом успешного перехода от авторитарного режима к демократии, сообщил во вторник министр иностранных дел "страны трех тысяч островов" Марти Наталегава, отбывающий в апреле с визитом в первую из этих стран, сообщает газета Jakarta Globe.
"Они попросили нашей помощи в организации выборов и регулировании деятельности политических партий. Этот процесс уже начался, и мы намерены поступать мудро, не позволив создаться впечатлению, что мы им проповедуем", - отметил министр в ходе выступления в парламенте страны.
По его мнению, правильным подходом в передаче опыта переходного периода ближневосточным странам была бы "умеренность".
Опыт Индонезии
"Оглядываясь назад, в 1998 год, вспомним, что нам бы тогда не понравилось, если бы другие страны поучали нас, как осуществлять процесс демократизации", - сказал глава МИД самой многонаселенной мусульманской страны мира.
В 1998 году отставной генерал Сухарто, более 30 лет "железной рукой" правивший Индонезией, ушел в отставку на волне массовых протестов, после чего огромная страна, где проживает около 800 различных народов, пережила мучительный и кровавый период неуверенности и междоусобиц. Через несколько лет положение в четвертом по численности населения государстве мира стабилизировалось, а чуть позже Индонезия продолжила быстрое развитие.
Как заявил в своем прошлогоднем обращении к нации президент страны Сусило Бамбанг Юдхойоно, в первые десять лет (1998 - 2008) после ухода Сухарто "страна трех тысяч островов" провела "первую волну реформ" и далеко продвинулась по пути демократизации: трижды прошли свободные и справедливые всеобщие выборы, появились независимые органы законодательной власти и система "сдержек и противовесов" между ней и другими ветвями власти, были созданы профессиональные и не вмешивающиеся в политический процесс вооруженные силы, была обеспечена свобода печати и слова, отменены дискриминационные законы.
На протяжении этого десятилетия демократизация сопровождалась активной и обширной децентрализацией, в частности введением по всей Индонезии прямых выборов глав органов местного самоуправления, что кардинально изменило политическую карту страны, сказал президент.
Темпы экономического роста Индонезии изменились с отрицательного роста в 13% в 1998 году на положительный в 6% в 2008 году, когда весь мир переживал финансово-экономический кризис, добавил глава государства. В это десятилетие также резко вырос экспорт, а государственный долг сократился, стабилизировался курс индонезийской рупии.
В настоящее время Индонезия вошла в фазу "второй волны реформ", цель которой - уточнить курс дальнейшего движения и ускорить темп изменений. Особое внимание будет уделяться "координации, синхронизации и гармонизации" усилий центральных и региональных властей, заявил Юдхойоно.
Западные гуру
По словам Наталегавы, Индонезия ранее уже получала приглашения присоединиться к некоей "руководимой Западом" группе стран, намеренной поучить Египет тому, как строить там демократию, однако Джакарта отклонила это предложение, поскольку знала, что оно окажется неприемлемым для Египта.
"Мы воспользуемся более приемлемым двусторонним подходом; они (египетское руководство) открылись перед нами и (сами) пригласили нас поделиться опытом", - сказал министр.
В последние месяцы многие страны Ближнего Востока и Северной Африки охвачены массовыми народными протестами, которые уже привели к падению правящих режимов в Египте и Тунисе. В настоящее время беспорядки продолжаются, в частности, в Йемене и Сирии. Антиправительственные выступления ранее прошли также в Алжире, Ираке, Иордании, Марокко, Омане.
Наиболее ожесточенные столкновения до сих пор продолжаются в Ливии, где верные лидеру страны Муамару Каддафи силы безопасности пытаются подавить выступления повстанцев. В начавшейся 19 марта военной операции в Ливии, которая получила наименование "Одиссея Рассвет", участвует ряд стран, в частности Великобритания, Франция, США, Канада, Бельгия, Италия, Испания, Дания. В воскресенье, 27 марта, командование операцией коалиции в Ливии официально приняла на себя НАТО.