Данияр Каримов, обозреватель ИА "24.kg" (Бишкек) - для РИА Новости.
Вступать или не вступать в ТС? Еще недавно эта тема вызывала в Киргизии бурные дебаты. Согласия относительно будущего членства в Таможенном союзе не было даже внутри правящей коалиции – тройке партий, сформировавших правительство. Премьер-министр Алмазбек Атамбаев (лидер Социал-демократической партии) и его первый заместитель Омурбек Бабанов (глава партии "Республика") не видят альтернативы Единому экономическому пространству. Руководитель "Ата-Журт" (партия, набравшая на выборах в парламент наибольшее число голосов) и по совместительству спикер парламента Ахматбек Келдибеков, в свою очередь, заявлял, что "если Кыргызстан войдет в Таможенный союз, то "потеряется". Но, как заверил на прошлой неделе заместителя генерального секретаря ЕврАзЭС Сергея Глазьева глава правительства горной республики, принципиальное решение о вступлении в ТС все же принято. Теперь осталось определиться, на каких условиях и когда.
Эти вопросы, судя по всему, будут для Киргизии самыми тяжелыми. Страна поставлена в трудное и неоднозначное положение. По данным Центральноазиатского института свободного рынка, сегодня в Киргизии наблюдается серьезное снижение объемов продаж в государства, входящие в Таможенный союз. Причем коснулось это не только реэкспортеров, в будущем которых начали сомневаться еще несколько лет назад - после того как официальная Астана обеспокоилась потоком контрабандных китайских товаров, но и представителей реального сектора.
Границы на замке
Со значительным сокращением торговли со странами Таможенного союза, по данным местных экспертов, столкнулись 66 процентов экспортеров швейной продукции. А некоторые были вынуждены свернуть бизнес. Еще более удручающая ситуация в сфере экспорта сельхозпродукции. Здесь сокращение объемов продаж ощутили на себе 90 процентов бизнесменов Киргизии.
О сокращении объемов внешней торговли из-за образования Таможенного союза говорят и в Министерстве экономического регулирования Киргизии. Челночная торговля, по его оценкам, в 2010 году сократилась на 12 процентов, оборот крупнейшего в Центральной Азии рынка "Дордой" снизился на 70-80 процентов. Кроме того, республика столкнулась со значительным ростом цен на ГСМ, поскольку Россия вводила экспортные пошлины на нефтепродукты. Подобные ограничения последовали и со стороны Казахстана. Все это следствие не только пресловутой многовекторности прежних властей, но и того, что Киргизия находится вне формирующегося Единого экономического пространства евразийской тройки. Однако надеяться на то, что участие в ТС решит проблемы республики, также нельзя.
Вопросом вступления Киргизии в Таможенный союз в стране занимаются с 2009 года, когда возможным участием в ТС озаботился прежний президент Курманбек Бакиев. Позже та же тема прорабатывалась специальной межведомственной рабочей группой, образованной уже временным ("революционным") правительством. Выводы обеих практически идентичны. Они говорят о рисках, которые несет вхождение республики в союз с Россией, Казахстаном и Белоруссией. Прежде всего, из-за гармонизации таможенных тарифов, ставки которых Киргизии придется увеличивать более чем в два раза – с 5,1 до 10,6 процента.
В случае вхождения Киргизии в Таможенный союз, по оценкам неправительственных экспертов, стоимость, к примеру, медикаментов на местном рынке возрастет на 10 процентов, кожи - на 20 процентов, электроники - на 30 процентов, некоторых других товаров - на 100 процентов. С другой стороны, интеграция в рамках евразийского пространства может гарантировать стране более дешевые ГСМ, промышленные товары и зерно. Ими, в основном, Киргизию обеспечивали члены ТС. Но пока республика отделена от союза все более укрепляемой казахстанской границей, рассчитывать на скидки и льготные режимы торговли невозможно.
Плюсы без минусов
"Говорят, что у вступления в Таможенный союз много минусов, - комментирует премьер Атамбаев. - Но если мы не вступим, минусов будет намного больше. Альтернативы Таможенному союзу у Кыргызстана нет. Мы должны в первую очередь работать с соседями".
Действительно, Россия и Казахстан лидируют среди торговых партнеров республики. На долю стран Таможенного союза приходится 40,9 процента ее товарооборота. Самый большой удельный вес имеет Российская Федерация - 28,5 процента. На втором месте Казахстан - 10,7 процента, на Белоруссию приходится 1,7 процента. В будущем, впрочем, эти цифры будут расти. Вступление в Таможенный союз неизбежно приведет к тому, что часть товаров, поступавших в Киргизию из третьих стран, будет заменена продукцией из государств ТС.
Плюсов вступления в Таможенный союз для Киргизии ожидается немало. Участие в нем, по мнению экспертов, будет способствовать стабилизации цен на потребительские товары. Интеграционное объединение также обеспечит расширение рынка, что, в свою очередь, позволит привлечь прямые капиталовложения из-за рубежа. В Киргизии особо интересной для них может стать гидроэнергетика.
Киргизии выгодно сотрудничать со странами ТС для развития сельского хозяйства. Предполагается, что интеграция будет стимулировать местный агросектор производить, перерабатывать и экспортировать в Россию, Белоруссию и Казахстан более качественную продукцию и в больших объемах. Тенденцию к росту прогнозируют для сферы производства строительных материалов. Границы, как ожидается, станут более прозрачными и для трудовых мигрантов. В рамках Единого экономического пространства, формируемого на базе Таможенного союза, предполагается создать условия для беспрепятственного передвижения рабочей силы.
ВТО - ложка дегтя в бочку интеграции
Как бы ни спешила Киргизия в Таможенный союз, для реальной интеграции стране нужно провести комплексные мероприятия по структурному изменению экономики: увеличить объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, диверсифицировать экспорт. Особую головную боль вызывает необходимость приведения законодательства к единым стандартам союза, что может противоречить обязательствам Киргизии перед ВТО.
Участие республики в ВТО, к слову, отдельная и печальная история. Особых выгод от вступления в эту организацию Киргизия, как показывают экономические расчеты и полагают местные эксперты, не получила. Скорее, наоборот, поставила в невыгодное положение собственных производителей, испытывающих колоссальное давление соседствующего Китая, который готов предложить потребителям на Тянь-Шане товары по более низкой цене. К тому же ВТО является серьезным препятствием на пути страны к Таможенному союзу.
Впрочем, как ни удивительно, но власти Киргизии связывают надежды на скорейшее вступление в Таможенный союз именно с ВТО. Точнее – на вхождение в нее России.
"До настоящего времени Кыргызстан служил транзитом для реэкспорта китайских товаров в Казахстан и Россию, - говорит по этому поводу президент республики Роза Отунбаева. - С появлением Таможенного союза двери Казахстана плотно закрылись, и членство в ТС для нас стало актуальным. Было бы хорошо, если бы Российская Федерация присоединилась к ВТО как можно быстрее".
Если это случится, гармонизация тарифов не будет для маленькой республики столь болезненной, как представляется сейчас. Однако когда же Всемирная торговая организация пополнится членами ТС, пока остается загадкой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции