Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Станислав Говорухин из тех, про кого вслед за классиком можно сказать "и академик, и герой, и мореплаватель, и плотник". У него много ипостасей, но все же самая известная, безусловно, кинорежиссер. 29 марта ему исполняется 75 лет.
Место встречи
Нравится это или нет Станиславу Сергеевичу, но он накрепко связан с именем Владимира Высоцкого. Вначале творческого пути была "Вертикаль", картина, после которой широкая общественность познакомилась с замечательными песнями Высоцкого, еще только набиравшего фантастическую популярность. Этот знаменитый цикл песен о горах и по сию пору остается любимым у отечественных альпинистов. А "Вершина" ("Здесь вам не равнина, здесь климат иной…") и "Прощание с горами" ("В суету городов и в потоки машины возвращаемся мы…") - являются, по сути дела, гимнами для всех, кто не может жить без восхождения. Даже если бы Говорухин ничего больше не снял - он уже вошел бы в историю отечественной культуры.
Спустя десятилетие Высоцкий вернул ему старый "долг", познакомив режиссера с новым романом братьев Вайнеров "Эра милосердия". Из него родился самый известный фильм юбиляра - "Место встречи изменить нельзя", во время демонстрации которого пустели советские улицы.
На этой работе песен не было, зато появился киномилиционер всех времен и народов - начальник отдела МУР по борьбе с бандитизмом Глеб Жеглов. За него Высоцкому уже посмертно в 1987 году была присуждена Государственная премия СССР. Многие фразы из картины стали крылатыми, а самая любимая простым народом и политиками - "Вор должен сидеть в тюрьме!"
Россия по Говорухину
Позднее Говорухин снял еще один "народный" фильм "Ворошиловский стрелок", где подспудная тяга населения к социальной справедливости воплотилась в образе скромного пенсионера. Впрочем, в эпоху дико развивающегося капитализма, уже никто не заикался о тюрьме. Герой Михаила Ульянова (получившего за Ивана Афонина приз кинофестиваля "Ника" за лучшую мужскую роль) вершил над насильниками внучки уже свой личный суд. Посредством снайперской винтовки Драгунова с глушителем.
Поиск справедливости вообще, если можно так сказать - конек Говорухина. Одна из главных тем в его творчестве. Может, сказывается безотцовщина? Говорухин, только став взрослым, узнал, что его отец погиб в лагерях в 1938 году. Тридцати лет от роду. По словам режиссера, погиб за то, "что донской казак. Согласно известному указу Свердлова казачество подлежало ликвидации как класс".
В какой-то момент Говорухину стало тесно в рамках режиссера художественных фильмов. Чтобы высказаться начистоту, требовалась иная трибуна. В 1990-м вышла картина Говорухина "Так жить нельзя", первый фильм документально-публицистической трилогии, в которую вошли также "Россия, которую мы потеряли" и "Великая криминальная революция". В этих имевших большой общественный резонанс киноработах Говорухин яростно бичевал пороки как коммунистического Советского Союза, так и демократической Российской Федерации.
В то же время "потерянная" дореволюционная царская Россия казалась автору чем-то вроде потерянного рая. А одним из основных виновников изгнания из Эдема Говорухин назвал "русское либеральное общество, которое сделало все, чтобы расшатать" устои империи.
Искусство возможного
Чапаев Бабочкина в свое время спрашивал "Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне!" А где в начале "лихих 1990-х" должен был быть человек, снявший документальный фильм "Час негодяев", в котором речь шла о кровавых событиях сентября-октября 1993 года? Правильно, в рядах депутатского корпуса нового российского парламента.
По словам самого Говорухина, "политика - это не только работа в парламенте. Это и выступления в прессе и по телевидению, и моя публицистика, как книжная, так и кинематографическая. А в 1993 году, когда меня во главе Демократической партии России (вместе с Николаем Травкиным) избрали депутатом Государственной Думы, началась моя законодательная деятельность". Добавим от себя - Станислав Сергеевич и по сию пору остается народным слугой, являясь с 2005 года членом партии "Единая Россия".
Он признается, что много сделать не удалось. В частности, ельцинское окружение не прислушалось к выводам первой парламентской Комиссии по расследованию причин и обстоятельств чеченского кризиса, которую в свое время возглавлял Говорухин. Борис Ельцин наложил вето и на законопроект об ограничении продукции сексуального характера. А ведь, по словам депутата, "народ требовал оградить детей от той порнухи, того безумия, которое творилось на телевидении".
Посильный вклад в кинематограф
Однако были и удачи. Говорухин, например, горд тем, что удалось оставить в России перемещенные культурные ценности, которые СССР получил в качестве трофеев и репараций после победы над Германией. Удалось, по словам режиссера, добиться для культуры стопроцентого устойчивого финансирования из бюджета. "Кино стало возрождаться из пепла и расти на глазах. И вот сегодня мы можем с уверенностью сказать, что киноиндустрия не только восстановлена, но и превзошла доперестроечный уровень. Мы снимаем картин больше, чем снималось в РСФСР. Думаю, недолго осталось ждать того момента, когда количество перейдет в качество", - полагает Станислав Сергеевич.
Сам он вносит посильный вклад в этот процесс, совмещая работу парламентария с основным призванием. За эти годы он снял шесть художественных фильмов, последний из которых - "В стиле Jazz" - вышел на экраны в прошлом году.
На его счету немало киносценариев. Например, сценарий к уже ставшим культовыми "Пиратам ХХ века". Есть и яркие кинороли, самой заметной из которых является криминальный авторитет Крымов из ленты Сергея Соловьева "Асса".
А еще Говорухин увлекается пейзажной живописью. И пусть, по его словам, профессионального художника из него не получилось, это хобби приоткрыло ему глаза не только на окружающий мир, но и на самого себя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции