Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Когда ливийские "революционеры" начинают брать города быстрее, чем они их сдавали по причине панического бегства – это уже опасно. Значит с революцией надо что-то делать. И с Ливией тоже. События вокруг нее развиваются по опасному, непредсказуемому сценарию. С одной стороны, Каддафи до сих пор не сброшен, но с другой - "гуманитарные бомбардировки" уже расчистили оппозиции путь на Триполи, к триумфу, который может быстро перерасти в мародерство и резню.
Никакого политического мандата на трансформацию Ливии у коалиции нет, но ведь без руководства действиями оппозиции кампания грозит превратиться в затяжную и двусмысленную военную операцию. А от такого пролонгированного бремени веет повторением Афганистана и Ирака. Даже в малых масштабах их "рецидивы" могут погубить планы на переизбрание и Барака Обамы в США, и Николя Саркози – во Франции. У обоих выборы в 2012-м году.
Здесь, судя по всему, пройдет окончательное оформление "ливийского патронажа" НАТО (политического и военного) над несовершеннолетней, маловменяемой, трудноподчиняемой оппозицией. Там же пройдут и формальные похороны коалиции США, Британии и Франции, которые примерно неделю назад начинали "гуманитарную операцию" по свержению режима Муаммара Каддафи. Теперь военное руководство операцией полностью переходит к НАТО.
Мероприятие, на котором председательствует министр иностранных дел Британии Уильям Хейг, названо международной конференцией по Ливии. А ее задача – оформление коалиции по поддержке ливийского народа, осуществлению резолюции СБ ООН 1973 и гуманитарной помощи Ливии. Заявлено примерно 40 участников – 35 министров иностранных дел, включая 28 стран НАТО, сопредельных Ливии ближневосточных государств, а также генсеки НАТО, ООН, представители Африканского союза, Лиги арабских государств.
"Растяжки" ооновской резолюции
Конференция формально открыта для всех, но круг приглашенных оговорен теми, кто участвует в ливийской операции. Россия не входит в число таких стран.
В повестке дня четыре вопроса: немедленное прекращение огня, поддержание эмбарго на поставки оружия Каддафи, защита гражданского населения, а также будущее Ливии. Естественно, без Муаммара.
Ни у кого и никаких симпатий Каддафи давно не вызывает. Но то, что сейчас происходит в Ливии и вокруг нее, может здорово подкорректировать общие настроения совсем не в пользу "демократического лагеря" в Ливии и ливийской коалиции НАТО.
"Закатать" Каддафи в пески бомбардировками НАТО - это не совсем одно и то же, что свалить его режим внутриливийским мятежом. "Экспорт демократии" с помощью НАТО - это не совсем то, чего ждали арабы.
С самого начала было ясно, что резолюцию СБ ООН 1973 (о бесполетной зоне над Ливией) будут растягивать далеко за границы ею оговоренного. Ничего удивительного в этом нет. Резолюции ООН всегда составляются так "искусно", что в них всегда и легко можно найти "ответвления от основного русла". Умелые юристы могут "растягивать их" в любую сторону, на такие расстояния "флангового обхвата", с которых главное уже малоразличимо. 1973 - совсем не исключение. И то, что происходит с ней сейчас – тоже. Вся беда только в том, что "воздушная операция" уже переходит в стадию наземной.
Премьер-министр Турции Тайип Эрдоган в эксклюзивном интервью лондонской Guardian очень образно подметил эту трансформацию: "бесполетная зона" или no-fly zone, сказал он, каким то непостижимым образом превратилась в "беспроездную зону", или no-drive zone. И если дело пойдет так и дальше, если повстанцы будут наступать и дальше, начнут брать города, где население не особо симпатизировало "революции", то защищать мирных жителей придется уже бомбардировками "революционных отрядов". В резолюции ООН ведь говорится о защите гражданского населения вообще.
Делим нефть
Эрдоган предупредил, что освобождение Ливии от Каддафи ни в коем случае не должно превратиться в дележ ливийской нефти. Предостережение более чем оправданное.
Оппозиция уже "взяла" оставленные без всякого присмотра войсками Каддафи города Рас Лануф и Брега. Здесь расположены два ведущих нефтеперерабатывающих комплекса и нефтехранилища. Через них на экспорт шло от 20 до 25% всей ливийской нефти (1,5 млн баррелей в день до начала волнений).
Власти мятежного Бенгази уже объявили, что продажей этой нефти будет заниматься от их имени Катар. Когда на заводах будет восстановлено производство. Т.е. дележ уже начался.
Послы НАТО не далее как 27-го марта одобрили передачу руководства операцией командным системам блока. В одобренном ими документе уже прямо говорится о правомерности ударов по наземным целям. Правда, все объекты радарного слежения, все системы ПВО, командные пункты управления авиацией Каддафи уже уничтожены. Воздух и так полностью контролируется авиацией НАТО.
У НАТО сейчас главная задача расширить участие арабских стран в ливийской коалиции. Пока все арабское участие свелось к 16 выделенным истребителям Катара и ОАЭ. Надежды на то, что Египет вольется в коалицию с его авиацией, пока не оправдались
Самыми сильными сомневающимися до сих пор были Германия и Турция. А самым большим бунтарем против натовского верховенства – Франция Николя Саркози. Саркози очень стремился вывести командование силами из-под контроля НАТО, где он не имеет ни веса, ни влияния.
Французы до сих пор настаивают на том, чтобы политическое руководство было отдано некоему подобию контактной группы. В нее должны войти, кроме, естественно, Парижа, только те страны, которые активно участвуют в кампании против Каддафи. Это автоматически исключает Турцию и Германию, которые в такой кампании активно совсем не участвуют. Правда, сообщения о больших разногласиях и большой оппозиции Берлина и Анкары выглядят довольно преувеличенными.
России в коалиции нет места
Как утверждают источники в Брюсселе, и Анкара и Берлин сейчас согласились направить свои военные корабли в залив Сирт для "поддержания эмбарго" на поставки оружия (Германия) и гуманитарную помощь Ливии (Турция).
Французы хотели бы в Лондоне добиться создания некоего подобия наднатовского органа политической координации ливийской операции. Париж называет это "коалицией согласных", или coalition of the willing. Навряд ли, правда, у Саркози это получится. Поставить колоссальную военную машину НАТО под контроль так, как хочет Сарко, не удастся. Роль НАТО, как выразился один из натовских дипломатов, не может быть "размыта".
Эрдоган, кстати, уже объявил, что Анкара, в случае необходимости, готова выступить в качестве посредника на переговорах между Каддафи и коалицией по прекращению огня.
Россия тоже готова оказать любое содействие в деэскалации конфликта, как сказал российский представитель при блоке в Брюсселе Дмитрий Рогозин. Вопрос Ливии, в числе прочего, будет обсуждаться на Совете Россия-НАТО, который пройдет в Брюсселе утром 29-го марта. Генсек НАТО Андерс Фогг Расмуссен прямо с него, кстати, и отправится в Лондон на конференцию по Ливии. Правда, тут трудно представить, что голос Москвы кто-то "услышит". Она ведь в "коалицию согласных" не входит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции