Каждый год в конце марта СМИ обсуждают набор в 1-й класс. Престижные школы не могут вместить всех желающих, а конкурсный отбор запрещен... О проблеме рассказывает в интервью РИА Новости директор московского Центра образования №1601 Елена Козырева.
- Елена Анатольевна, московское законодательство дает преимущества при зачислении в 1-й класс детям из близлежащих домов, тем, у кого в школе учатся братья и сестры, а также сиротам и детям из многодетных семей. Сейчас московская прокуратура опротестовывает это положение. Насколько это оправданно?
- Вопрос сложный и неоднозначный. Да, все дети должны иметь право выбрать школу, в которой хотят учиться, но конечно, ребенку лучше ходить в ту, что ближе к его дому. Это важно для психического и физического здоровья, организации режима дня. Во многих школах проводятся дополнительные занятия: во второй половине дня, спустя час после окончания уроков. Если ребенок живет рядом, за этот час он может сходить домой, отдохнуть, пообедать. Но некоторые родители отдают детей в школы, например, с углубленным изучением каких-то предметов, даже если живут в другом районе. Здесь каждый решает сам.
Должны или нет братья и сестры учиться в одной школе, сказать тоже трудно. Семье, жителю, горожанину должно быть удобно: водить детей в одну школу легче, и это укрепляет семью – старшие заботятся о младших, вместе идут на уроки, вместе домой…
Очереди в 1-й класс – это проблема мегаполиса, и она может быть решена определенным общественным договором, а не нормативным государственным документом.
- А что в отношении живущих на близлежащей территории?
- Микрорайоны школ давно определены на уровне управ районов, есть карты расположения домов, и "непосредственная близость" - это 500 метров от школы. Но законодательно это не закреплено, скорее носит характер договоренности.
Но ни один ребенок не должен остаться без образования. О том, сколько детей может прийти в 1-й класс данной школы, директор может узнать, например, в районной детской поликлинике. И если мы видим, что кто-то из них "не дошел", то совместно с муниципалитетом можно выяснить почему. Все дети соответствующего возраста должны получать общее образование. Так что деление на школьные микрорайоны позволяет, в том числе, не упустить ни одного ребенка.
- Но ведь даже в ситуации, когда названные категории детей имеют преимущества при зачислении, у некоторых школ родители занимают очередь в ночь на 1 апреля…
- Лучше просто внимательно посмотреть на инфраструктуру района, побывать на сайтах образовательных учреждений и решить, что нужно ребенку. В каждом районе Москвы есть хорошие школы, не только "раскрученные". Есть и подготовительные отделения при них – надо смотреть, нравится ли ребенку педагог и программа обучения. На мой взгляд, это позволяет смягчить ситуацию – не делать её столь острой вокруг элитных школ, когда устраивается чуть ли не конкурс для поступления.
Кроме того, сейчас предполагается участие родителей в формировании образовательной программы учебного учреждения, выработке его стратегии развития, от них тоже зависит, какая школа сейчас и какой она будет завтра. Пусть ребенок учится не в элитной гимназии, а просто в школе с квалифицированным персоналом – все вопросы могут решаться с общественным участием.
Руководство школы тоже должно помочь семье понять, подходит ли учреждение ребенку. Мы говорим на днях открытых дверей, сколько сможем сформировать классов, показываем, какие результаты у детей, занимающихся по нашим программам. Я не припомню особенно острых ситуаций, когда мы не советовали бы родителям отправлять ребенка в класс с углубленным изучением музыки, а те настаивали. Главное, чтобы было желание помочь в выборе, а не просто сказать: нет, вы должны учиться в другом месте.
- Может быть, к "раскрученным" школам стоит присоединять слабые, и родители будут ориентироваться на "бренд"?
- Если школа слабая, это прежде всего проблема для ее руководителя. Ведь управление – это и подбор педагогических кадров, и образовательных программ, и выстраивание союза с родителями, социальными партнерами… Но и экономические возможности учреждения играют не последнюю роль.
Иногда можно улучшить ситуацию за счет перегруппировки помещений, более рационального использования ресурсов. К нам в свое время присоединили школу, и в одном здании мы разместили начальные классы, в другом – средние и старшие. Это позволило сформировать четыре первых класса, а не один-два, как во многих московских школах. Конечно, есть трудности – здания отстоят довольно далеко друг от друга, и не всегда удается организовать расписание так, чтобы педагог находился только в одном. Администрации работы добавилось – но зато и эффективность повысилась.
Материал подготовила Мария Салтыкова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости