Рейтинг@Mail.ru
Эксперты предлагают 2 сценария развития межбюджетных отношений в РФ - РИА Новости, 28.03.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперты предлагают 2 сценария развития межбюджетных отношений в РФ

Читать ria.ru в
Дзен
Эксперты, подготовившие доклад о возможных сценариях развития России в рамках реализации Стратегии-2020, предлагают два варианта развития межбюджетных отношений: умеренный с незначительной перестройкой налоговой системы и существенным преобразованием межбюджетных трансфертов, а также радикальный, включающий значительное перераспределение доходов и повышение финансовой автономии региональных и местных властей

МОСКВА, 25 мар - РИА Новости. Эксперты, подготовившие доклад о возможных сценариях развития России на ближайшее десятилетие в рамках реализации Стратегии-2020, предлагают два варианта развития межбюджетных отношений: умеренный с незначительной перестройкой налоговой системы и существенным преобразованием межбюджетных трансфертов, а также радикальный, включающий значительное перераспределение доходов и повышение финансовой автономии региональных и местных властей.
Доклад "Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика" рассмотрели представители Центра социально-консервативной политики (ЦСКП) и Института регионов.
По данным ЦСКП, документ уже находится на рассмотрении первого вице-премьера Игоря Шувалова и в скором времени будет обсуждаться на заседании правительства РФ.
РАСТУТ ДОТАЦИИ - РАСТУТ ИЖДИВЕНЦЫ Как отмечается в докладе, экономическая дифференциация регионов РФ достигла критического уровня. Так, разрыв бюджетной обеспеченности между самым богатым и самым бедным регионом до выравнивания составляет более 100 раз, коэффициент вариации в 2010 году был равен 91,3%.
"При любой проводимой политике проблема значительной межрегиональной дифференциации уровня предоставления бюджетных услуг вряд ли будет решена, и обеспечение базового уровня социальных услуг любому гражданину вне зависимости от места его проживания во многом останется утопией", - заявляют авторы доклада. В то же время, по их мнению, это предопределяет дотационность значительной части субъектов, а тем самым и наличие иждивенческих настроений, незаинтересованности в мобилизации внутренних резервов.
Эксперты также отмечают, что соотношение трансфертов на выравнивание и трансфертов, не имеющих выравнивающего эффекта, но при этом не создающих стимулы к развитию, составляло в различные годы от 30:70 до 25:75. Использование части средств фонда выравнивания на стимулирование развития доходной базы регионов, по их мнению, носит сугубо искусственный характер.
Авторы доклада считают, что более эффективно эта задача могла бы решаться расширением региональной налоговой базы.
В докладе также говорится, что доминирование целевых трансфертов, их дробность (в 2009 году было предоставлено 237 субсидии, а в 2010 году произошло их сокращение до 124) не оставляют регионам финансовых источников для реализации собственных целей. А недоучет локальных особенностей резко снижает эффективность федеральных трансфертов, ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Важнейшим недостатком системы межбюджетных отношений эксперты называют размывание "правил игры", выделение значительного объема трансфертов не на базе общих критериев, а на основе индивидуальных решений, что "резко снижает прозрачность данной системы".
Для решения проблем в сфере межбюджетной политики авторы доклада предлагают меры по повышению финансовой автономии региональных и местных бюджетов; передаче на региональный и местный уровень дополнительных доходных источников; а также повышению устойчивости и прозрачности системы межбюджетных отношений. По их мнению, может быть два сценария развития таких отношений: умеренный и радикальный.
УМЕРЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ В рамках умеренного сценария эксперты предлагают, прежде всего, ввести на местном уровне налог на недвижимость и децентрализовать экологические платежи.
По их мнению, необходимо ввести два налога на недвижимость: налог на жилую недвижимость и налог на бизнес-недвижимость. При этом введение налога на жилую недвижимость для муниципального образования должно быть добровольным, допустимо сохранение раздельного налогообложения земли и имущества. Применительно к налогу на жилую недвижимость на федеральном уровне предлагается меню способов оценки налоговой базы (от сложных механизмов массовой оценки до примитивных - по площади, длине фасада, количеству окон), при этом выбор способа оценки остается за муниципальным образованием. Ставка по налогу на жилую недвижимость, а также на землю и имущество при их раздельном обложении должна регулироваться на местном уровне без ограничений, считают эксперты.
В докладе также говорится, что переход к налогообложению бизнес-недвижимости должен стать обязательным. Оценку налоговой базы по бизнес-недвижимости необходимо осуществлять на федеральном либо региональном уровне в соответствии с единообразной федеральной методикой. На единую налоговую базу по бизнес-недвижимости должно устанавливаться два налога - региональный и местный. При этом совокупная налоговая ставка, а также максимальная ставка местного и регионального налога должна регулироваться с федерального уровня, региональным органам власти дается право увеличивать максимальную ставку муниципалитетов за счет региональной доли налога.
"Децентрализация экологических платежей имеет как позитивные, так и негативные последствия. Негативные последствия связаны с тем, что экологические проблемы - это классический пример "внешних эффектов", когда на территориях с высокой плотностью населения действия, предпринимаемые в одном муниципальном образовании, оказывают воздействие и на другие муниципальные образования. В то же время это может способствовать существенному позитивному эффекту - появлению у муниципальных образований, в первую очередь городов, инструментов воздействия на реструктуризацию промышленности и оздоровление городской среды", - отмечается в докладе.
Его авторы считают, что реализация данного преимущества на настоящий момент важнее, чем возможные отрицательные эффекты децентрализации. Для усиления этого преимущества предлагается дать право органам местного самоуправления самостоятельно устанавливать уровень платежей, для частичной нейтрализации негативных последствий - закрепить данный инструмент за крупными муниципальными образованиями: муниципальными районами и городскими округами.
Умеренный сценарий предусматривает также отмену установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам; усиление локализации налога на прибыль (уплату налога по месту нахождения основных фондов); отмену госрегулирования самообложения населения на уровне поселений за исключением требования прозрачности и публичности правил самообложения.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала