БРЮССЕЛЬ, 25 мар - РИА Новости, Мария Князева. Саммит глав государств Евросоюза, прошедший 24-25 марта в Брюсселе, принял основные и давно ожидаемые рынком меры по экономической стабилизации ЕС и еврозоны, а также увеличению координации экономической политики государств союза.
Большинство решений форума было предсказуемо, однако состоявшаяся накануне саммита неожиданная отставка премьер-министра Португалии Жозе Сократеша из-за несогласия португальского парламента с планом властей по бюджетной консолидации заставила рынки поволноваться и в более уверенном ключе заговорить о скором обращении Португалии за внешней финансовой помощью.
Лидеры ЕС, как и ожидалось, одобрили "Евро плюс пакт", поправки к "Пакту стабильности и роста", первый этап европейского семестра, а также размеры временного и постоянного фондов финансовой стабильности (ЕФФМ и МФС), предназначенных для оказания помощи странам еврозоны. Однако саммит не смог найти решения по тому, как будет увеличен временный фонд, и этот вопрос был решен до июня текущего года. Главы государств ЕС также изменили процедуру наполнения наличными деньгами постоянного механизма финстабильности, сделав ее более мягкой и постепенной.
Рынки
Экономические решения на форуме были приняты 24 марта и объявлены ночью 25 марта. Рынок встретил их, в сочетании с ситуацией в Португалии, достаточно спокойно. "Полномасштабной просадки евро сейчас не будет: у инвесторов сильны ожидания роста процентной ставки ЕЦБ в апреле, а заседание уже не за горами. Кроме того, в еврозоне уже готовы дать Португалии около 75 миллиардов евро на "спасение" - по истории Греции мы все прекрасно помним, что балласт периферийных стран для Еврозоны, конечно, тяжелый, но своих там не бросают", - пишут аналитики "Инвесткафе".
Курс евро по итогам четверга укрепился по отношению к доллару до максимальной отметки за последние четыре месяца на фоне надежд инвесторов на позитивные итоги саммита лидеров ЕС. Он вырос до 1,4174 доллара за евро против 1,406 доллара за евро днем ранее. Однако в пятницу европейская валюта снижается: по состоянию на 22.50 мск она находилась на отметке 1,4066 доллара за евро. Причина такой динамики - политические и экономические события в Португалии, снижение ее рейтингов агентствами Fitch (до "A-" с "A+") и S&P (до "BBB" с "A-").
Доходность десятилетних суверенных бонды Португалии в первой половине торгов пятницы поднималась более чем на 1,5% - до рекордных для еврозоны 7,8% годовых.
Португалия напугала
Перед началом саммита ЕС появилась информация о том, что вопрос внешней поддержки этой страны из-за политического кризиса может быть обсужден лидерами ЕС. Однако после первого дня форума, где были приняты все экономические решения, глава Еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу сообщил, что оказание финподдержки этой стране не рассматривалось.
Экс-премьер Португалии Сократеш на своей пресс-конференции заявил, что страна не нуждается в международном плане по спасению своей экономики, и он не желает для Португалии участи уже обратившихся за помощью к ЕС и МВФ Греции и Ирландии.
Эти две страны получили помощь в обмен на серьезные меры бюджетной консолидации. Представители кредиторов - ЕС и МВФ - регулярно посещают эти страны для оценки их действий. Власти Греции уже имели серьезные разногласия с кредиторами, при этом в стране регулярно проходят акции протеста против проводимых правительством жестких мер экономии.
Несмотря на то, что Португалия, по крайней мере, пока официально не планирует обращаться за помощью, глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер сказал, что этому государству будет достаточно 75 миллиардов евро (общий объем антикризисной поддержки Греции составляет 110 миллиардов евро, Ирландии - 85 миллиардов евро).
Рынок, тем не менее, продолжает сомневаться в том, что Португалия не попросит помощи у ЕС. Ирландия, прежде чем запросить внешнюю поддержку ЕС и МВФ, также долгое время отрицала ее необходимость.
Аналитики Raiffeisen research называют обращение Португалии за финансовой помощью "неизбежным". Этой стране в апреле предстоят погашения и процентные платежи по рыночным долгам в размере более 5 миллиардов евро, и эксперты считают, что стране будет непросто рефинансировать эту сумму.
Однако они отмечают, что на данный момент не совсем понятно, кто сможет запросить и вести переговоры по привлечению помощи от ЕС в случае необходимости, ведь Сократеш выступает против нее, а новое правительство в стране появится не раньше мая.
Спасительный механизм
Саммит согласовал предложения по МФС, ранее выдвинутые Еврогруппой. Изменения коснулись лишь сроков внесения средств в этот фонд. МФС появится с середины 2013 года, придя на смену временному Европейскому фонду финстабильности - ЕФФС.
Лидеры ЕС одобрили эффективный объем МФС в 500 миллиардов евро, а его общий размер - в 700 миллиардов евро Из этой суммы 80 миллиардов евро придется на оплаченный капитал, который будет внесен равными ежегодными долями в течение пяти лет, начиная с 2013 года. Еврогруппа ранее предлагала странам еврозоны внести 40 миллиардов евро в 2013 году, а остальные 40 миллиардов евро - в течение последующих трех лет.
Кроме того, 620 миллиардов евро из объема МФС придется на капитал по востребованию и гарантии стран еврозоны. Объем постоянного механизма будет пересматриваться, как минимум, каждые пять лет.
Как Еврогруппа, так и лидеры ЕС считают, что такой фонд сможет получить международный рейтинги уровня "ААА". МФС планирует сотрудничать с Международным валютным фондом, в том числе по вопросам совместного оказания финподдержки странам еврозоны. Средства из МФС будут выделяться в обмен на реализацию мер экономического восстановления страны-заемщика.
МФС сможет покупать на первичном рынке облигации стран зоны евро, которые испытывают серьезные финансовые трудности. Такие покупки способны облегчить долговую нагрузку на проблемные страны, сокращая доходность по приобретаемым суверенным бондам.
Саммит одобрил также предложения по структуре МФС. Высшим органом по принятию решений будет совет управляющих. Он будет состоять из министров финансов еврозоны (которые сейчас формируют Еврогруппу), имеющих право голоса, а также из представителя Еврокомиссии по экономическим и монетарным делам и президента ЕЦБ в качестве наблюдателей. На законодательном уровне создание этого механизма может состояться до июня текущего года.
Эксперты отмечают, что при кредитовании как со стороны МВФ, так и ЕФФС необходимо учитывать опыт Греции, который показал, что предоставление денег в обмен на меры бюджетной консолидации не дает значительных результатов. Несмотря на внешнюю помощь, в Греции углубляется долговой кризис, экономика не восстанавливается достаточно быстрыми темпами.
Координация с необычным названием
Одобренный саммитом "Евро плюс пакт" считается одним из ключевых шагов на пути координации экономических политик стран еврозоны. Валюта у этих государств одна, а методы и цели экономического управления - разные. Координации экономических политики ЕС добивался достаточно давно и безуспешно, однако продолжающийся больше года кризис суверенных долгов и происходящие из-за него периодические просадки евро доказали необходимость действовать сообща.
"Монетарные политики еврозоны уверены в том, что "Евро плюс пакт" станет гарантом стабильности как самой евровалюты, так и всего региона в целом - при условии, конечно, выполнения его пунктов. Сильной стороной данного пакета мер является его коллективность - помимо стран еврозоны, пакт приняли еще шесть стран (Польша, Болгария, Дания, Румыния, Латвия и Литва)", - отмечают аналитики Инвесткафе. При этом Венгрия, Швеция, Чехия и Великобритания отказались присоединиться к пакту. Он остается открытым для присоединения к нему других стран ЕС.
"Евро плюс пакт" уже был одобрен главами региона 11 марта и родился из предложений Германии и Франции, называвшихся "Пакт конкурентоспособности". Исходный документ предлагал постепенно увеличить пенсионный возраст во всех странах до 67 лет, не индексировать зарплату в соответствии с темпами инфляции, ввести единые нормы корпоративного налогообложения. Ряд государств региона выступили против жестких требований этого документа.
Согласованный пакт не требует ухода от индексации зарплат, а также не ставит планку по единому пенсионному возрасту. Документ призывает государства опираться в вопросах улучшения финансовой и экономической ситуации на национальный опыт, экономическую и социальную целесообразность принимаемых решений. Однако действия в этих направлениях должны быть скоординированы между странами, одобрившими свое участие в пакте.
Страны ЕС, которые подписались под "Евро плюс пактом", обязались доложить о наборе конкретных действий по его реализации в течение следующих 12 месяцев.
Полугодовой семестр
Саммит ЕС также одобрил необходимые решения для первого этапа так называемого европейского семестра. Европейский семестр, введенный в этом году, обязывает все страны ЕС предоставлять свои бюджеты на рассмотрение в Еврокомиссию. Цель семестра - координация экономической политики ЕС, сокращение уровня безработицы, бюджетная стабильность, устойчивый рост экономик.
Семестр включает на первом этапе мониторинг экономической и бюджетной политики стран-членов ЕС в течение первых шести месяцев каждого года, чтобы выявить возникающие дисбалансы. Страны должны до конца апреля представить в ЕК свои ориентиры на несколько лет по дефициту бюджета, его доходам и расходам, по стратегии, позволяющей достичь этих целей, и по срокам их воплощения. Как и ожидалось, саммит подтвердил приоритеты бюджетной политики и структурных реформ стран-членов ЕС, чтобы первый этап европейского семестра мог быть завершен к середине этого года.
Затем с июля каждого года начнется второй этап семестра - претворение в жизнь необходимых мер по выравниванию ситуаций в экономиках отдельных стран. Предполагается, что Еврокомиссия представит рекомендации по отдельным странам ЕС в рамках семестра до июня текущего года.
Штрафы
Также были одобрены поправки к "Пакту стабильности и роста", предполагающие введение штрафов за несоблюдение странами ЕС требований этого документа. А именно - размер дефицита бюджета к ВВП любого государства союза не должен превышать 3% ВВП, а госдолга - 60% ВВП. Теперь эти поправки будут обсуждаться в Европарламенте.
В настоящее время большинство стран ЕС нарушают требования пакта по соотношению дефицита и госдолга к ВВП. Власти ЕС ранее уже одобрили поправки, предполагающие, что государства, не выполнившие нормативный показатель госдолга, должны будут откладывать на специальный беспроцентный депозит 0,2% ВВП. Эта сумма, в случае неисполнения предписаний по исправлению ситуации с госдолгом, будет считаться штрафом.
Саммит 24-25 марта стал наиболее плодотворным с точки зрения принятия экономических решений, направленных на стабилизацию непростой экономической ситуации как в еврозоне, так и в ЕС.