Рейтинг@Mail.ru
Город морской славы - РИА Новости, 25.03.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Город морской славы

Читать ria.ru в
Дзен

"Оборону флота и сего места держать до последней силы живота яко наиглавнейшее дело". Это слова из указа Петра I от 1720 года выбиты на постаменте его памятника в Кронштадте. Всего одна фраза, но именно она определила место Кронштадта в истории России. С самой закладки города он был и остается крепостью, предназначенной защищать Петербург и Россию от врагов со стороны Балтийского моря.

Вплоть до 1993 года город был закрыт для посещения туристами. Сейчас в Кронштадт можно свободно купить экскурсию, например у Гостиного двора, гуляя по Невскому проспекту Санкт-Петербурга. Можно поехать самостоятельно, но прежде чем ехать, давайте отметим некоторые места и факты, чтобы не упустить их по время посещения Города морской славы.

Начало XVIII века, идет Северная война за возвращение русских земель на Балтике. В Архангельске Петр I строит флотилию из 13 судов. 254 километра волоком, через леса и болота, корабли перетаскивают из Белого моря в Онежское озеро. 11 ноября 1702 года под натиском русских войск пала крепость Нотебург (бывшая русская крепость Орешек в истоке Невы на Ладожском озере). А 1 мая 1703 года войска под командованием генерал-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева с боем берут другую шведскую крепость Ниеншанц, расположенную ближе к устью Невы, в месте впадения в нее реки Большая Охта. Последнюю точку в освобождении Невы и Финского залива от шведов русские войска поставили 7 мая 1703 года, когда солдаты Преображенского и Семеновского полков, атакуя на 30 лодках, захватили в абордажных боях шведские корабли. Именно тогда были отчеканены медали с надписью "Небываемое бывает". 16 (27) мая на Заячьем острове в устье Невы закладывается крепость Петра и Павла, впереди Балтийское море.

Строить Петербург под постоянной угрозой появления шведской эскадры было опасно. Дождавшись отхода шведской эскадры из Финского залива на зимнюю стоянку, Петр I принимает решение немедленно осмотреть залив с целью провести замеры глубин и найти подходящий остров для строительства форда и защиты устья Невы с моря. Финский залив оказался мелководным, основной фарватер проходил в непосредственной близости от острова Котлин. Перед Петром стояла задача за одну зиму построить первый форт в Финском заливе и начать формирование квалифицированных кадров для будущего флота.

Однако первую крепость он повелел строить не на Котлине, а рядом с ним, на мелководье. Укрепление представляло собой десятигранник с наибольшей шириной 29 метров и высотой 37 метров и названо было Кроншлотом, то есть "Замок-корона". Вооружение крепости состояло из 14 пушек. Мимо такого форта невозможно было беспрепятственно пройти в устье Невы ни одному кораблю.

Уже в июне 1704 года Кроншлот отразил первую атаку, приняв на себя удар шведской эскадры в составе линейного корабля, пяти фрегатов и восьми небольших судов под прикрытием восьмитысячного сухопутного корпуса. После этих событий началось строительство береговых батарей непосредственно на острове Котлин: Александровской, Толбухина и других. Вторая попытка в 1705 году пройти в устье Невы эскадрой в 22 корабля также потерпела неудачу.

Кстати, план будущей крепости на Котлине был собственноручно разработан Петром I, а помогал ему прибывший из Франции молодой военный инженер Абрам Петрович Ганнибал. Кронштадт рос, прирастая фортами, которые перегородили Финский залив на расстояние пушечного выстрела, и тем самым исключив саму возможность проскочить незамеченными. А вот Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге так и останется в истории России крепостью, которая самостоятельно никогда не отражала атак врага, а все военные удары, нацеленные на Петербург-Петроград-Ленинград, отражал Кронштадт с его гарнизоном.

Если посмотреть на план Кронштадта и расположенных в Финском заливе фортов, то сразу видно, что город строился и рос, подчиняясь одной цели - защищаться, строить корабли и быть морским форпостом России. По истории Кронштадта можно изучать историю флота российского. Здесь впервые в России был построен сухой док, в котором можно было одновременно ремонтировать до 10 судов. В 1707 году в Кронштадте появилась футшточная служба и нулевая отметка Кронштадтского футштока стала нулевой отметкой всей геодезической сети России. С 1719 года на траверзе Большого рейда, ведущего в порты Кронштадта и Санкт-Петербурга, стоит Толбухин маяк, из Кронштадта уходили и возвращались первые русские кругосветные экспедиции под командованием капитан-лейтенанта И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.П. Литке, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев уходили отсюда открывать Антарктиду. В 1855 году в Финском заливе впервые применили минное оружие, а в 1866 году прошли испытания первой большой подводной лодки. Первая отечественная торпеда И.Ф. Александровского испытывалась здесь же. В городе первыми были учреждены компасная и астрономическая обсерватории. В Учебном минном офицерском классе, в прошлом одном из лучших в России электротехнических заведений, инженер Александр Степанович Попов в 1895 году впервые в мире провел опыты по радиосвязи.

Нельзя не упомянуть и духовную дореволюционную жизнь Кронштадта, которая во многом определялась просветительской и мирской работой протоиерея Андреевского собора Иоанна Кронштадского, в миру Ивана Ильича Сергиева, предки которого служили священниками аж с 1450 года. В 1932 году собор был разобран, в 1955 году на его месте был установлен памятник Ленину, в 2001-м его перенесли в другое место, а в 2002-м Андреевским союзом был установлен памятный гранитный знак с надписью "На этом месте стоял собор Андрея Первозванного, в котором 53 года служил Великий Молитвенник Земли Русской святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Собор был освящён в 1817 году, разрушен в 1932 году. Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни". На проповеди Иоанна Кронштадтского в Андреевском соборе собиралось по семь тысяч человек, то есть каждый четвертый взрослый человек города, включая военных. Отец Иоанн основал Дом трудолюбия (работный дом с мастерскими), школу для бедных, женскую богадельню, детский приют, на пожертвования строил храмы, имели место случаи и чудесного исцеления.

И была революция. В 1918 году - расстрел морских офицеров без суда и следствия в Кронштадтских оврагах. В 1921 году по России прокатилась весть о белогвардейском мятеже, подготовленном французской контрразведкой в Кронштадте. На самом деле матросы выдвинули требования, которые большевики обещали реализовать еще в 1917 году: "свобода слова для рабочих и крестьян, освобождение политических заключённых и свободные выборы в Советы". Этого было достаточно, чтобы через 17 дней жестоко подавить недовольство, в результате более двух тысяч матросов и солдат Кронштадтского гарнизона были расстреляны, 6,5 тысячи человек сосланы в тюрьмы и концлагеря, 8 тысяч - пешком по льду ушли в Финляндию.

Во Вторую мировую войну пушки кораблей Кронштадтского гарнизона подавляли огневые точки, обстреливавшие Ленинград. Подводные лодки уходили сквозь минные поля и заградительные сети в Балтику топить немецкий транспорт. Самый известный советский подводник времен ВОВ Александр Иванович Маринеско, командир подводной лодки С-13, уходил в воды Балтики с кронштадтского рейда.

Что сегодня можно увидеть в Кронштадте, если автобус привез вас на Якорную площадь?! Во-первых, величественный Морской собор святителя Николая Чудотворца, заложенный в 1903 году по проекту Василия Антоновича Косякова и освященный в 1913 году. Собор в настоящее время находится на реставрации. Его открытие намечено на 2013 год, к 100-летию первого освящения. От памятника великому русскому флотоводцу командиру кронштадтского порта С.О. Макарову по Коммунистической улице можно выйти к Петровскому парку с монументом Петру I и Петровской же набережной. Далее по Макаровской улице мимо Кронштадтского футштока и Итальянского пруда с Итальянским дворцом князя А.Д. Меньшикова, построенным в 1724 году и являющимся самым большим дворцом начала XVIII века в России, выйти на центральную улицу города - проспект Ленина. Повернув направо, можно пройтись до Андреевского сквера, где раньше стоял Андреевский собор Иоанна Кронштадского, далее Гостиный двор, строгая колоннада которого так напоминает Ямской рынок в Петербурге. Мимо Гостиного двора и Владимирского собора проспект Ленина идет до улицы Восстания, самой длинной улицы города, окаймляющей оборонительные сооружения северной части острова.

По улице Восстания можно выйти к совершенно чудесной часовенке Спас-на-водах. Построена она была к 200-летию Кронштадта по проекту зодчего Морского собора Василия Антоновича Косякова взамен стоявшей здесь же деревянной.

Наверное, уже достаточно аргументов, чтобы поехать и посмотреть своими глазами город-крепость. Из Петербурга до Кронштадта можно доехать на автобусе №101 за 21 рубль от станции метро "Старая Деревня", на автобусе №405 за 60 рублей от станции метро "Черная речка" или на 407-м от станции метро "Проспект Просвещения" за те же 60 рублей. Летом  организована доставка туристов на катерах на подводных крыльях от Дворцовой набережной.

Если обзорная экскурсия приобретается в Кронштадте, то есть возможность послушать ее из уст сотрудников музеев города. Стоимость обзорных экскурсий на автобусе, включая пешеходную - 200 рублей.

Кроме того, в Кронштадте организуются морские прогулки по фортам: Кроншлот, Петр I, Павел I, император Александр I, Константин, если без остановок на фортах это занимает 45-60 минут и стоит 300 рублей, то с посещением фортов надо рассчитывать по меньшей мере на полтора-два часа и готовить примерно 500 рублей.

С питанием в городе все нормально, на проспекте Ленина мирно сосуществуют кафе "Империал", "Форт", "Стрелец", "Сказка", "Ночь" и ближе к концу улицы находится кафе с очень символическим названием "Луза". По собственному опыту могу рекомендовать кафе в Гостином дворе, по-домашнему вкусно и недорого.

Если вы решите остаться на день-два в Кронштадте, то к вашим услугам гостиницы ВМФ на Коммунистической улице и Кронштадтском шоссе.

Алексей Хованов

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала