Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Ситуация на продовольственном рынке волнует большинство россиян. Эксперты пугают то новым продовольственным кризисом, то, как минимум, волной продовольственной инфляции. Рост цен на продукты в сознании многих плотно увязан с перспективами урожая, тем более что последний всплеск цен на продукты был спровоцирован засухой. Каким будет урожай-2011, пока непонятно, эксперты лишь констатируют большое количество рисков, справиться с которыми нашим аграриям будет очень сложно.
Нескорая помощь
Если нам повезет, то в этом году мы получим, по разным оценкам, от 84 до 86 млн тонн зерна - этого достаточно, чтобы обеспечить внутренний спрос и восполнить сократившиеся запасы. Правда, получить заветные 86 млн тонн удастся только в том случае, если наши крестьяне смогут засеять не менее 30 млн га земли, но с этим как раз и могут возникнуть проблемы.
Плохая погода и финансовые проблемы аграриев уже привели к тому, что нынешняя посевная кампания по сравнению с прошлым годом идет с отставанием в полторы-две недели. Затяжная весна, по словам президента российского зернового союза Аркадия Злочевского, обострила хронические проблемы нашего сельского хозяйства. Прежде всего, проблему с техникой. Немалая ее часть изрядно изношена или выработала свой ресурс. Но если бы только это, ведь еще в этом году на 30-50% подорожали минеральные удобрения, выросли цены на горюче-смазочные материалы. Добавьте сюда дефицит семян, который крестьяне покрывают за счет товарного зерна. В общем, картина тревожная.
Государство, естественно, обещает помощь. По словам главы Минсельхоза Елены Скрынник, будут субсидированы расходы на удобрения, ГСМ и т.д. К сожалению - это уже стало дурной традицией - помощь приходит с опозданием или в неполном объеме. Так, госкорпорация Росагролизинг готова предоставить крестьянам технику на льготных условиях - с 50% компенсацией стоимости. Но половину-то крестьянам все равно надо оплатить, а денег у них не ахти. Кредитных средств, которые так нужны земледельцам, выделяется слишком мало. По оценке главы РЗС, денег в этом году нужно на 20% больше, чем в прошлом (сказываются последствия засухи), а выделяется их, наоборот, меньше. По состоянию на 16 марта 2011 года кредитов было выдано на 2 млрд рублей меньше, чем в прошлом.
Капризная конъюнктура
Конечно, кредиты продолжают выделяться на протяжении всего сельхозсезона, и деньги крестьяне еще получат, но если запоздать с посевной, то вряд ли стоит рассчитывать на хороший урожай. Остается надеяться на погоду, по крайней мере, эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Олег Суханов считает, что только она может помочь собрать большой урожай. Беда в том, что предварительные прогнозы не слишком благоприятны.
Но отчаиваться не стоит; Аркадий Злочевский уверен, что даже если все риски оправдаются, потери не превысят 10 млн тонн зерна. То есть полученный урожай покроет или почти покроет внутренние потребности страны, которые, по разным оценкам, составляют от 71 до 77 млн тонн зерна. В общем, дефицит нам не грозит.
Тема дефицита и запасов зерна вообще очень скользкая. В прошлом году немало экспертов пугало нехваткой зерна, прочило взлет цен на продукты. Помнится, государство даже планировало импортировать от пяти до шести млн тонн зерна. И что в итоге? Цены действительно скакнули, но никакого дефицита зерна, если верить экспертам РЗС, нет и в помине. Напротив, весной на рынок были выброшены никем не учтенные запасы, которые оцениваются не то в три, не то в пять миллионов тонн.
В результате четвертый месяц подряд цены на зерно падают - на прошлой неделе это падение составило 300 рублей за тонну. Но нетрудно заметить, что на продуктах это не отразилось. Зато крестьянам это падение цен ох как некстати - выручка от продажи зерна могла бы помочь им обеспечить себя тем, что необходимо для посевной.
Это проблема не только России. Конъюнктура продовольственного рынка изменчива, как весенний ветер. Еще пару-тройку месяцев назад многие эксперты прочили новый продовольственный кризис, ведь проблемы с урожаем были не только у России, но и у других крупных производителей зерновых. А теперь выясняется, что мировые запасы зерна велики, как никогда. Что ж, по крайней мере, у чиновников не будет оснований объяснять рост цен на продукты мировой конъюнктурой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции