Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Стокгольмский суд 24 марта продлил запрет на сделку "Роснефти" и британской ВР до 7 апреля текущего года. "Это не окончательное решение, это продление до дальнейшего рассмотрения. Оно должно быть 7 апреля", - заявил вице-премьер и глава совета директоров компании "Роснефть" Игорь Сечин. Ранее о запрете проведения сделки сообщил консорциум AAR, представляющий российских акционеров ТНК-ВР.
Две крупнейшие нефтяные компании - "Роснефть" и ВР договорились о взаимном обмене акциями 14 января 2011 года. Российская компания должна была получить 5% обыкновенных голосующих акций, а британцы - 9,5% акций российских партнеров. Также компании планировали вместе проводить разведку и добывать нефть на российском шельфе в Арктике. Общий объем соглашения об обмене акциями составил 16 миллиардов долларов. Размер инвестиций в добычу в Арктике на первом этапе должен был составить от 1,4 до 2 млрд долларов.
Проблема в том, что ВР уже имеет партнеров в России. Консорциум AAR и BP на паритетных началах владеют компанией ТНК-ВР ("Альфа-групп", Access и "Ренова"). Консорциум AAR заявил, что сделка противоречит условиям соглашения акционеров ТНК-BP, и британская компания не имеет права заключать соглашение с "Роснефтью".
AAR подал иск в лондонский суд с просьбой приостановить сделку. Суд Лондона запретил все переговоры между ВР и "Роснефтью" до окончательного решения стокгольмского арбитража, который не поддержал сделку "Роснефти" и ВР.
"Роснефть" не проиграет
Эксперты говорят, что дальнейшие развитие ситуации может быть весьма любопытным.
"Если соглашение между ВР и "Роснефтью" будет аннулировано, это станет вызовом для топ-менеджмента "Роснефти" и для правительства РФ, которое одобрило сделку, - говорит аналитик ИК "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. - Поскольку "Роснефть" уже заявила, что не желает участия ТНК-ВР в освоении арктического шельфа, то возникший конфликт не может быть разрешен таким образом, чтобы все стороны могли сохранить лицо".
При этом аналитик ИК "Велес Капитал" Василий Танурков полагает, что решение суда не повлияет на фундаментальные показатели работы "Роснефти", поскольку добыча предполагалась в отдаленной перспективе. Кроме того, причиной срыва сделки оказалась не "Роснефть", а сама ВР: источник конфликта - в ее прежних договоренностях.
Поскольку добыча в Арктике - дело перспективное, и запасы нефти там очень велики, даже если ВР не будет участвовать в освоении месторождений вместе с "Роснефтью", место британцев с удовольствием займет другая западная или азиатская компания, уверен Танурков. Правда, для "Роснефти" очень важен партнер, готовый обменяться акциями ввиду заявленной цели войти в пятерку крупнейших мировых нефтяных компаний, напоминает Нестеров. Для этого ей нужно серьезно диверсифицировать свой бизнес, в том числе активней действовать за рубежом и входить в акционерный капитал других компаний.
Продажа неизбежна?
Компании ВР, вероятно, придется принимать непростое решение, говорят эксперты.
"Возможно, что ВР ради сделки с "Роснефтью" будет вынуждена продать свою долю в ТНК-ВР, тем самым избавившись от своих обязательств перед консорциумом AAR, - говорит Танурков. - Это было бы позитивное решение и для ТНК-ВР, поскольку оно положило бы конец конфликту акционеров, который мешает развитию компании".
Кто теоретически мог бы купить долю ВР в консорциуме ТНК-ВР? Василий Танурков говорит, что самые вероятные покупатели - это концерн AAR и "Роснефть". "Но, скорее всего, "Роснефть" на это не пойдет. Ей нет смысла тратить средства, которые могут быть инвестированы в новую добычу", - говорит аналитик ИК "Велес Капитал". Кроме того, доля "Роснефти" на российском рынке и так очень велика (около 20% добычи), увеличение доли государства может отпугнуть инвесторов, полагает Танурков. "Скорее всего, покупателями будут AAR", - прогнозирует он.
В конечном итоге конфликт будет разрешен, причем во внесудебном порядке, то есть путем договоренности, уверены эксперты. "В противном случае проблемы могут появиться у ТНК-ВР, - говорит Нестеров. - Под вопросом стоит целостность компании, ее рыночные котировки".
Развенчанные мифы
"Последствия этого решения самые негативные и для компании, и для рынка, и российской нефтегазовой промышленности, - категоричен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Без нерезидентов нам невозможно развивать добычу в Арктике, в Восточной Сибири, на Дальневосточном шельфе. Нам нужны их деньги, технологии, рынки сбыта, разделение рисков".
Польза для России может быть в том, что запрет на сделку рушит два мифа, говорит Симонов. Первый - о том, что российское государство настроено против нерезидентов и всячески их выпихивает из российской нефтегазовой отрасли. В данном случае нерезидентов выгоняют частные бизнесмены. Второй миф, который развенчан - о том, что государство в России творит с бизнесом что хочет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции