МОСКВА, 25 мар - РИА Новости. Пока весь мир оплакивал последнюю звезду золотой эры Голливуда Элизабет Тейлор, в театрах Москвы и Петербурга продолжались перестановки, музыканты и актеры слали денежные переводы пострадавшей от землетрясения Японии, Третьяковскую галерею сотрясали скандалы местного и международного значения, а российские издатели пытались осознать, к чему приведет появление в их среде интернационального гиганта Hachette Livre.
Благотворительный марафон
Поп-звезды, рокеры, симфонические оркестры, голливудские актеры, студенты и интернет-знаменитости всю неделю наперебой объявляли о своем желании помочь жертвам землетрясения в Японии.
Леди Гага придумала продавать своим фанатам благотворительные браслеты по 5 долларов за штучку и набрала уже четверть миллиона. По миллиону отправили Сандра Баллок и Деми Ловато. 13-летняя калифорнийская школьница Ребекка Блэк, известная как автор худшей песни в мире, перечислила японцам 25 тысяч долларов. Сколько выручили на московском концерте музыканты "Машины времени", неизвестно, но все сборы они прямо после финальной песни торжественно вручили японскому послу, вложив от себя миллион рублей.
Джастин Бибер, U2, Рианна и Бон Джови решили бесплатно записать сборник и отправить в Японию всю выручку от продаж.
Британские рокеры Oasis, The Coral, Beady Eye и Пол Веллер собираются дать благотворительный концерт на лондонской арене О2, Валерий Гергиев со своим оркестром - на Пасхальном фестивале в Москве, студенты Консерватории из Японии - в Институте русского языка, Светлановский оркестр - в Концертном зале им. Чайковского. И этими именами список явно не закончится.
Неожиданное па
Новый главный балетмейстер Большого театр Сергей Филин, которого гендиректор ГАБТа переманил из театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, отчаявшись переманить Махарбека Вазиева из Ла-Скалы, в понедельник провел установочную пресс-конференцию. Из его выступления стало ясно, что и репертуар, и кадровый состав ждут чистки, а Николаю Цискаридзе, мечтавшему о посте худрука балета, на ближайшие пять лет придется удовлетвориться новоизобретенной должностью главного педагога, которой пока даже нет в штатном расписании.
Сам Филин намерен начать с работы над "Спящей красавицей" Григоровича.
Тем временем нового худрука обрела и еще одна балетная труппа, а именно - театр им. Якобсона в Петербурге, куда, как выразились в городском комитете по культуре, "во имя укрепления петербургского балетного пространства" поставили управлять 33-летнего премьера Мариинки Андриана Фадеева.
В Москве же сменился очередной глава драмтеатра: Сергей Арцыбашев, против которого уже давно выступали артисты театра им. Маяковского, решил уйти в отставку - тем более, что он давно и серьезно болеет. Кто окажется на его месте, пока не решено; временным местоблюстителем сделали его зама Ирину Шишкову.
Письмо счастья
Давненько вокруг Треьяковской галереи не происходило ничего скандального: министры не отзывали вещи из коллекции с международных выставок под лозунгом "это позор России", атрибутированные сотрудниками полотна не появлялись в каталоге "Внимание: возможно, подделка!". Жизнь вошла в спокойное русло - после закрытия неожиданно ставшего хитом Левитана ожидали открытия "Святой Руси", титульного проекта Года России во Франции.
Музейную тишь всколыхнуло интернет-обращение. Не подписанное, зато адресованное министру культуры, с копией в Генпрокуратуру и администрацию президента. Оказывается, в галерее процветает коррупция, директор Ирина Лебедева незаконно занимает служебную квартиру и собирается втихаря распродавать коллекцию.
Сама Лебедева тут же заявила, что анонимки комментировать не собирается, но подозревает в "копателях" сторонников прежнего директора, Родионова. Она даже созвала специальный брифинг, чтобы рассказать о происходящем в музее конфликте поколений.
Адресата послания, главу Минкультуры Авдеева, отсутствие подписей не смутило: как раз он с готовностью прокомментировал письмо, подчеркнув, что Лебедева - замечательный профессионал и мужественная женщина, с разбором завалов в Третьяковке справляется блестяще, и заслужила всяческое уважение.
После этого анонимное обращение из сети удалили - с формулировкой "поскольку письмо дошло до адресата" (то бишь, министра). Зато появилось встречное послание, в котором несколько сотрудников галереи, на сей раз - представившись, защищали своего директора от "персональных выпадов".
Асимметричный ответ
Решение американского суда, обязавшего Россию вернуть организации "Агудас Хасидей Хабад" часть архива Шнеерсонов, привело к печальным последствиям - прежде всего для культурных отношений США с Россией. Минкультуры РФ рекомендовало музейщикам воздержаться от выдачи картин в США в силу того, что на них может быть наложен арест для обеспечения судебного решения. В Вашингтон уже не поехали полотна из ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажа, а в Нью-Йорке не будет произведений из Третьяковской галереи. Сейчас дипломаты озабочены судьбой икон из Музея Рублева, которые одолжили частному американскому музею в заштатном городке Клинтон, штат Массачусетс, и теперь срочно пытаются вернуть обратно.
Россия готовит межправительственное соглашение, чтобы защитить предметы музейного фонда от претензий третьих лиц на выставках в Америке - по предварительным данным, это займет примерно месяц. Но здесь главное, чтобы американская сторона согласилась на предложенные условия, в противном случае о музейном обмене между нашими странами придется забыть, ибо американцы в ответ уже начали отказываться выдавать произведения из своих коллекций. В результате у Музеев Кремля возникли сложности с проектом "Поль Пуаре - король моды", а у ГМИИ им. Пушкина - с проектом "Диор: под знаком искусства".
Справедливости ради стоит заметить, что так называемые претензии третьих лиц в отношении нашего музейного фонда возникают не впервые.
Так, в 2005 году по запросу компании NOGA в Швейцарии задержали более полусотни картин из коллекции ГМИИ им. Пушкина, среди которых были шедевры Пуссена, Буше, Гогена, Ван Гога и Пикассо. Тогда скандал удалось быстро замять - во избежание шумихи швейцарские власти выпустили полотна, основываясь на 148-й статье своей конституции, позволяющей "принимать необходимые меры для защиты национальных интересов".
Спустя три года под угрозой срыва из-за претензий дореволюционных владельцев картин оказалась масштабная выставка "Из России" в лондонской Королевской академии искусств. После напряженных переговоров в британское законодательство были внесены поправки, гарантировавшие полотнам неприкосновенность, а выставка в итоге стала одной из самых успешных в истории Академии.
"Азбука" латиницей
На российском книжном рынке случилась революция: здесь впервые появился влиятельный иностранный игрок, а именно - французская группа Hachette Livrе со столетним опытом вытеснения конкурентов и двумя сотнями раскрученных брендов в портфеле. Французы купили у Александра Мамута 25% холдинга "Азбука-Аттикус", куда входят "Иностранка", "Махаон" и "Колибри", да еще договорились, что при желании в течение двух лет смогут приобрести контрольный пакет.
Чем это грозит и во что выльется - пока толком не знает никто. "Азбука-Аттикус" надеется, что иностранный совладелец научит российскую компанию всем правилам международного издательского бизнеса и включит в свою отработанную десятилетиями финансово-производственную матрицу. У Hachette Livre свой интерес - продавать в России как можно больше своих книг. Независимые наблюдатели считают, что иностранный гигант может потопить крупные российские издательства и при этом не улучшить качество книжного ассортимента. К тому же они предсказывают, что в борьбе за покупателя издательства сначала будут снижать цены на книги, но потом выжившие в конкурентной борьбе резко взвинтят стоимость своей продукции. Писателям, по мнению экспертов, также не стоит рассчитывать на то, что Hachette Livre упростит им выход на мировой рынок, так как их там попросту никто не ждет.
Последняя царица голливудская
Элизабет Тейлор запомнили по фиалковым глазам, вызвавшему бурю по всему миру вплоть до Ватикана роману с Ричардом Бартоном, облачениям из "Клеопатры", бриллиантам и восьмью мужьям. В ее жизни были многие десятки фильмов - Тейлор начала сниматься в девятилетнем возрасте, а двадцатилетний контракт со студией MGM заключила, еще не закончив школы. Но кинокарьера, за которую она удостоилась двух премий "Оскара", не смогла затмить скандальную славу и репутацию главной разлучницы планеты. Свою репутацию взбалмошной гранд-дамы актриса решила подтвердить даже после смерти: в завещании она потребовала, чтобы гроб прибыл на похороны с опозданием, как всегда и всюду опаздывала при жизни актриса.
Впрочем, "Кошка на раскаленной крыше", "Клеопатра", "Укрощение строптивой", "Кто боится Вирджинии Вульф" и другие фильмы, где Тейлор играла в шестидесятых, останутся в истории золотой эры Голливуда: Элизабет в итоге сумела доказать критикам, что она не просто красавица, но еще и актриса.
После 1980 года она ушла из кино и занялась благотворительностью: во многом благодаря усилиям Тейлор СПИД стали воспринимать как болезнь, подлежащую лечению, а не как позорную казнь для изгоев общества; американские киноакадемики вручили ей за это третью, почетную статуэтку.
Сама Элизабет всю жизнь очень много болела, очень много лечилась, но дожила до преклонного возраста - она успела отпраздновать в больнице 79-й день рождения. До самых последних дней оставалась звездой, и любой ее жест становился сенсацией.
Тейлор похоронили в гробу, усыпанном фиалками - под цвет ее глаз, - под гимны, которые играл на трубе ее внук, и стихи, которые читал Колин Фаррелл.