Рейтинг@Mail.ru
Стеклянный зверинец Теннесси Уильямса - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Стеклянный зверинец Теннесси Уильямса

Читать ria.ru в
Дзен
Со дня рождения Теннесси Уильямса 26 марта исполнится ровно век. Американский драматург, пьесы которого в СССР популяризировал Виталий Вульф, в середине прошлого столетия предсказал нынешний распад человеческих отношений.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Со дня рождения Теннесси Уильямса 26 марта исполнится ровно век. Американский драматург, пьесы которого в СССР популяризировал Виталий Вульф, в середине прошлого столетия предсказал нынешний распад человеческих отношений. Его пьесы бьют электричеством жестоких страстей, агрессии, истерии, сладострастия – всего того, что сжигает современного человека изнутри и извне. В этом огне легко сгореть, если поддаться отчаянию.

Стеклянный зверинец – так, по названию пьесы Уильямса, можно охарактеризовать его мир. Он хрупок и то и дело дергается в сильных конвульсиях – это биологические импульсы, зов плоти и крови. В зверинце Уильямса живут мотыльки, сгорающие от огня, кошки, загнанные на раскаленную крышу, злые самцы обезьян, птицы с подбитым крылом, игуаны.

"Ядовитые мысли и слова"

Как мотылек, опаленный огнем, гибнет Бланш Дюбуа, героиня пьесы "Трамвай "Желание"". Эта пьеса 24 года шла в Театре имени Маяковского со Светланой Немоляевой в главной роли.

Она была лучшей советской Бланш. А лучшей западной Бланш была Вивьен Ли, игравшая вместе с Марлоном Брандо в "Трамвае "Желание"" (1951) Элиа Казана. Фильм получил целую россыпь наград, в том числе четыре "Оскара". И игра Ли, и игра Немоляевой напоминала самоуничтожение: обе не щадили себя, погружаясь в безумие своей героини, в ее сломанную душу, и жили ее болью и ужасом перед звериной грубостью реальности.

В 1961 году Вивьен Ли сыграет еще одну героиню Уильямса, стареющую актрису Карен ("Римская весна миссис Стоун"), ждущую любви и обманутую жиголо. Драматург тем самым продолжил тему Бланш Дюбуа – тему душевной ранимости, одиночества, тоски, быстрого бега времени.

Уильямс вообще часто творил своих героинь по шекспировским лекалам: "Свой прежний блеск утратили цветы, но сохранили душу красоты".

Воинствующее подсознательное

Роль Стэнли Ковальского, мучителя Бланш в фильме Казана, принесла Марлону Брандо славу. Брандо в роли Стэнли открыл новую эпоху в киноискусстве: появился культ мужского тела, мужской чувственности. Сам актер ненавидел своего бестрепетного героя, примитивного самца, которого Бланш называет "обезьяной", "живой реликвией каменного века". Стэнли – это торжество тела над духом, воинствующее подсознательное, олицетворение физических инстинктов, которые подавляют разум. Чем не собирательный образ современности?

Грубость, самодурство, жестокость – эту "власть тьмы" русский театр показывал со времен Островского. Большой Па в "Кошке на раскаленной крыше" - дальний родственник хама Дикого из "Грозы", правда, более искренний и способный любить: он переживает за своего блудного сына Брика.

Мир Уильямса – нервный, ожесточенный, а его герои – как истерзанные издевательствами звери, загнанные в угол. "Молюсь за диких сердцем, заключенных в клетку", - говорил Уильямс. Выбраться из клетки, преодолеть себя и обстоятельства могут только сильные духом, а еще те, кого любят.

Женщина-кошка

Птице с подбитым крылом – слабовольному неудачнику Брику – повезло: его любит жена Мэгги, умная и гибкая женщина, которая способна выстоять в любых обстоятельствах. Она называет себя кошкой, которая всегда готова к прыжку. Флобер говорил о мадам Бовари: "Эмма – это я".

Уильямс мог бы сказать: "Мэгги – это я". Свои мысли он доверил Мэгги – так он поступал со многими своими героинями. "Мне нельзя быть больше уязвимой, нельзя", - признает Мэгги. Мир у Уильямса нанизывается на душевный стержень женщины. Глядя на героинь Уильямса, понимаешь, что женщина держит удар там, где мужчина сдается, и несет на себе все тяготы.

Мэгги и Брика в фильме "Кошка на раскаленной крыше" (1958) Ричарда Брукса сыграли Элизабет Тейлор и Пол Ньюмен. Трудно представить себе в этих ролях кого-то другого. И без того мощную драматургию Уильямса актеры усилили игрой глаз: одиноких, тоскующих, ясных – у Ньюмена и переливчатых, выражающих чувства от нежности до ненависти, – у Тейлор.

В 1962 году выйдет другая лента Брукса по пьесе Уильямса - "Сладкоголосая птица юности". Роль жиголо Чэнси Уэйна исполнит Пол Ньюмен. А в 1989 году, в другой киноверсии "Сладкоголосой птицы…", стареющую красавицу-звезду сыграет Элизабет Тейлор. Ньюмен и Тейлор так и остались актерами театра Уильямса.

Его драматургия держит лучших актеров, не отпуская. Кстати, Ньюмен стал режиссером фильма "Стеклянный зверинец" (1987). Эта пьеса, написанная Уильямсом в 1944 году и впитавшая юношеские воспоминания драматурга, в свое время принесла ему первый успех.

Американская мечта наизнанку

В святцах драматургов 20 века всегда был Антон Чехов. Рядом с его персонажами герои Уильямса – комки нервов и сгустки зла. Главная тема, которую Уильямс унаследовал от Чехова, - это панихида по красоте.

В его пьесах часто изживают и преследуют красоту, изящество, душевную чуткость. Отчасти в этом настроении Уильямса прорывалась тоска по ушедшему американскому Югу – старомодному и неторопливому. Отчасти это была критика американской мечты в ее реальном воплощении – с вседозволенностью, культом денег, человеческим пренебрежением друг к другу.

Пьесы Теннесси Уильямса ставились в России во МХАТе ("Татуированная роза" в версии Романа Виктюка), Театре имени Моссовета, в Театре имени Маяковского, в "Современнике", в Театре имени Вахтангова и многих провинциальных театрах. Одна из великолепных работ последнего времени – двойная роль Марины Нееловой в "Сладкоголосой птице юности" в постановке Кирилла Серебренникова на сцене "Современника". Неелова играет одновременно и стареющую Принцессу Космонополис, борющуюся с возрастом, и рано увядшую Хэвенли, бывшую возлюбленную Чэнси. Неелова – истинно уильямсовская актриса, всегда готовая к метаморфозам, растворению в героине и сверхчеловеческому напряжению сил.

"Мемуары" Уильямса – любопытная вещь, то остро-соленая, то щемящая. Драматург кается в грехах, насмехается над самим собой. Но главное в этих воспоминаниях – его любовь к людям, гуманизм, который сейчас считается старомодным, но без которого в обществе образуется безвоздушное пространство.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала