Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
"Я так вижу", - вот универсальное объяснение художниками своего восприятия реальности. Иногда у людей искусства очень острое зрение, а иногда - либо астигматизм, либо они надели чужие очки.
Серый вервольф энд Красная Шапка
В оригинале сказка Шарля Перро о девочке в красном головном уборе была кровожадной и без хэппи-энда. Но великому французскому сказочнику не пришло в голову пугать читателей вервольфом. Так далеко пошла Кэтрин Хардвик в своем фильме "Красная шапочка", вышедшем в прокат 17 марта.
Вместо волка - вервольф, вместо девочки - искушенная девушка (Аманда Сейфрид). Вместо фильма - нелепица.
Сейфрид замечательно смотрелась в мюзикле "Mamma mia" (2008), где она играла молоденькую невесту. Теперь видеть ее в роли девушки первой свежести несколько странно. Сколько ни отрицай предыдущие киноработы, а зритель все равно сравнивает с ними новые роли. Актриса повзрослела, успела сыграть искусительниц. Так зачем же возвращать ее в детство? Это все равно, что превратить Черного лебедя - балерину Нину (Натали Портман) - в подружку Леона.
Да и обострять сюжет Перро дополнительными убийствами, как поступила Хардвик, ни к чему. "Красную шапочку" мы любим не за то, что волк съел девочку, а за то, что девочка в конце концов выжила.
Лаборатория подопытных людей
Ученые уехали в Юго-Восточную Азию и пропали. Всему миру грозит опасность, успели сообщить они. В местных джунглях проводят опыты не только над зверями, но и над людьми. "Завтра может не быть", - зазывает публику на свой новый фильм Александр Якимчук, не самый известный российский режиссер. Его детективный триллер "Ключ саламандры" можно посмотреть в кино с 24 марта.
Играть на чувствительных струнах и фобиях, толковать об ужасах биотехнологий, смертельных вирусах, эликсирах молодости и Апокалипсисе - для кинематографа дело благодарное. Но благородное ли? Все эти темы - опиум для народа. Так не слишком ли много опиума подбрасывает нам нынешнее искусство?
Домашний зверь единорог
Когда-то маленький единорог, что примостился на коленях у блондинистой дамы, был комнатной собачкой. Сама девица была то Святой Екатериной, то Джулией Фарнезе - папской любовницей. А Рафаэль некогда был либо Перуджино, либо Гирландайо. Все эти предположения сделали искусствоведы, просветив рентгеном картину "Дама с единорогом", которая приехала в Москву из Рима (галерея Боргезе) в честь перекрестного года Россия - Италия и будет выставлена в ГМИИ с 26 марта по 10 мая.
Изображение на картине, которую сейчас приписывают Рафаэлю, менялось несколько раз. Даму и ее мифического зверика перерисовывали, дорабатывали, перепрофилировали. Потом реставраторы сняли поздние "наслоения" и вернули даме прежний облик и прежнего автора. Гирландайо и Перуджино, которые раньше претендовали на авторство, остались не у дел. А по поводу единорога долго гадали: где его видели в последний раз и что его явление может значить.
Юлий Цезарь в "Записках о галльской войне" уверял, что единороги обитают в Герцинском лесу - Шварцвальде. Он ни слова не говорил о том, что единорог - символ девственности, как стали считать в более поздние времена. Почему единорога переделали в комнатную собачку и как это связано с дамой, можно только гадать. В любом случае, у красавицы непроницаемое лицо, а единорог очень мил. Должно быть, приятно иметь такую домашнюю зверюшку.
Реальная Италия и не только
Итальянский фотознаток номер один Паоло Морелли собрал фотографии разных мастеров за тридцатилетие, начиная с 1945 года, и выставил их в Центральном выставочном зале "Манеж". Фотоработы по Морелли - это оценка художником действительности, интеллектуально-аналитическое искусство. "Если правильно организовать экспозицию, из нее можно что-то понять про изменения в общественной жизни", - говорит он.
Фотография помогает людям в разных странах понять, что они не так уж сильно отличаются друг от друга, и в этом смысле фотоискусство - один из инструментов глобализации, говорит Морелли. Тем временем зрители соотносят свой образ реальности с тем, что явлен в фотоискусстве, и оценивают, насколько адекватен художник.
Нереальный Бах
Иоганн Себастьян Бах уважал Антонио Вивальди. Изучив концерты блистательного венецианца, Бах в 1721 году создал свои собственные, позднее получившие название Бранденбургских - в честь их заказчика, маркграфа Кристиана Людвига Бранденбургского. Таков был первый баховский опыт концертных сочинений. Шесть Бранденбургских концертов звучат в Международном Доме музыки 25 марта в исполнении знаменитого Бах-оркестра Гевандхауса (Лейпциг), в рамках фестиваля "Музыка И.С.Баха".
Камерный Бах-оркестр родился в 1962 году. Сейчас им дирижирует выпускник Московской и Дрезденской консерваторий, скрипач Кристиан Функе. В мире баховских сочинений Бах-оркестр - главный гид. Московское путешествие по Баху обещает стать прекрасным до нереальности. Прекрасные сочинения прекрасного композитора в прекрасном исполнении - отличный настрой на выходные.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции