Многолетний лидер российского саночного спорта, серебряный призер Олимпиады-2006 Альберт Демченко в интервью корреспонденту агентства спортивной информации "Р-Спорт" Олегу Богатову подвел итоги завершившегося сезона, рассказал о нюансах работы с психологом и раскрыл подробности своих "особых" отношений с чемпионатами мира и этапами Кубка мира в немецком Оберхофе.
Неудача в Чезане - следствие сбоя в психологии
- Каким получился для вас первый послеолимпийский сезон?
- Сложный, неоднозначный вышел сезон. С одной стороны, было опробовано много определенных технических (в отношении саней) решений, сделанных за летний период, и на следующий сезон уже есть новые наработки - готовимся к нему на основе того, что испытали на трассах в прошедшем сезоне.
Поэтому начало сезона получилось смазанным, потом перешел на старый, проверенный инвентарь и начал показывать хорошие результаты. Но на чемпионате мира (в Чезане) поставил на себе эксперимент по психологической настройке на соревнования. Однако произошел сбой, и я выступил неудачно (Демченко в первой попытке показал 32-й результат и выбыл из борьбы за медали).
Но считаю, что благодаря этому неудачному эксперименту были выработаны нужные настройки - психологические, а не саней, что позволило удачно закончить сезон. На последнем этапе Кубка мира я, можно сказать, вырвал третье место в общем зачете.
В целом сезон получился сложный, неоднозначный, и плюс ко всему еще и послеолимпийский. Определенная усталость за четыре года (олимпийского цикла) все-таки накопилась.
- А в чем суть психологического эксперимента, и тем более, почему на чемпионате мира?
- Нет, я проводил его не специально на чемпионате мира, а сразу после Нового года. Но суть любого аналогичного эксперимента заключается в том, что сначала идет небольшой всплеск, а потом - небольшая "ямка". И у меня вот эта "ямка" неудачно попала на чемпионат мира.
- И все же в чем специфика - вы постоянно работаете с психологом или как-то по-особому настраиваетесь на старты?
- С психологом я сотрудничаю уже давно - четыре года. Но это работа в основном заключалась не в соревновательных моментах - это нейропсихология, улучшение двигательных способностей. А в этом году решил попробовать поработать в части настройки на конкретные соревнования - отработке настроя на старт. Потому что я заметил, что многие спортсмены хорошо выступают на этапах Кубка мира даже в (предстартовых) тренировочных заездах, а потом на соревнованиях у них происходят срывы. И решил поработать с психологом, чтобы со мной такого в последующем не происходило - чтобы существовал определенный запас психологической прочности.
- Часто возвращаетесь к неудаче на чемпионате мира, или все уже "отболело"?
- Да нет, уже долгое время у меня почему-то именно с чемпионатами мира отношения складываются как-то неудачно. Выигрываю призовые места на первенствах Европы, хотя этот турнир у нас считается вторым чемпионатом мира: все сильнейшие спортсмены - европейцы. А с чемпионатами мира что-то никак не получается.
- У вас, наверное, давно уже не было такого неудачного результата?
- Наверное, давно не было, чтобы первый заезд прошел так неудачно.
В эстафете подобралась многообещающая команда
- Победа в командной эстафете на последнем этапе Кубка мира в Сигулде наверняка добавила положительных эмоций...
- Да, эстафета у нас складывается удачно, потому что команда подбирается уже более-менее ровная. Все ребята на своих этапах выступают стабильно хорошо - у нас нет такого, чтобы одна из трех дисциплин была провальной. И даже то, что двойки (в своем разряде) идут четвертыми (пара Владислав Южаков/Владимир Махнутин), одиночница Татьяна Иванова занимает призовые места на этапах Кубка мира, на командной гонке не очень сказывается.
Ведь в первой четверке места обычно занимают две-три немки, у нас (одиночников) в призерах бывает несколько немецких экипажей. Но почти все они (в эстафете от страны выступает одна команда) "откидываются", и в сумме у нас получается ровная команда, показывающая хорошие результаты.
- Вы много лет являетесь первым номером российского саночного спорта. В этом году на каких-то этапах места повыше занимал Виктор Кнейб, подбираются поближе молодые ребята. Как на вас сказывается усиление конкуренции?
- На мне - никак.
- То есть вы абстрагируетесь от этого?
- На данный момент я рад, что они так хорошо выступают и улучшают результаты. Но с российскими спортсменами у меня нет конкуренции.
Важно иметь выбор из нескольких вариантов саней
- Президент федерации Леонид Гарт сказал, что в предстоящем сезоне под одиночников будут изготовлены новые сани. У вас какие-то были консультации с тренерами и механиками? И какими вы хотите видеть новые сани?
- Если их будет готовить немецкий специалист (руководство федерации сделало предложение о работе в России известному тренер-механику из сборной Германии), то сначала мы с ним решим, как они будут выглядеть. Потому что сани - индивидуальный снаряд, и он делается под спортсмена, который, как правило, принимает активное участие в процессе.
- А с Вольфгангом Шедлером, который изготовил сани для экипажей-двоек, у вас какие-то разговоры на данную тему были?
- Вольфганг - хороший специалист по саням, и он может изготовить хороший снаряд. Мы с ним тоже обсуждали какие-то моменты, но нельзя, как говорится, "класть все яйца в одну корзину". Нужно, чтобы каждый специалист сделал что-то, а потом сделать выбор. Сейчас у нас все говорят, что есть проблемы с санями. Но если мне сделают трое-четверо саней, я выберу только одни или двое - остальные-то ведь достанутся молодежи. Тоже полезно - по крайней мере, они не будут говорить, что у Демченко-то сани лучше (улыбается).
Круг претендентов на победу в Сочи уже не изменится
- До Олимпиады в Сочи еще немало времени, и понятно, что многое еще может измениться. Прошедший сезон как-то очертил контуры претендентов на медали Игр в Сочи?
- Я думаю, что останутся все те же самые спортсмены, что и на Играх в Ванкувере. У нас не такой скорострельный вид спорта. Может быть, подтянутся еще один-два юниора. У итальянцев намечается хороший парень, у немцев есть один перспективный саночник. Сложно сказать, кто еще выстрелит - пока видны только эти двое.
- А кто-то из наших - к примеру, Семен Павличенко, может пробиться в восьмерку или десятку претендентов?
- Да в общем-то легко. Он еще молодой, горячий, немного подрастет, "пообтешется", не будет таким горячим и, думаю, в будущем улучшит свои результаты.
- На вас уже много лет как на лидера сборной возлагается повышенная ответственность. На любых соревнованиях хорошего результата и победы в первую очередь ждут именно от Альберта Демченко. Не накапливается ли внутри психологическое давление, не сказывается ли оно негативно на выступлениях?
- Вот именно из-за того, что оно стало накапливаться, собственно говоря, я и начал работать с психологом. Потому что я хоть и хорохорюсь - "мол, все хорошо", все-таки давление сказывается, и происходят вот такие, как в Чезане, сбои. Действительно, чувствуешь большую ответственность за команду, за страну. Длительное время ведь вся ответственность лежала на мне - начиная с 1993 года и по 1998-й мне приходилось выступать и в одноместных, и в двухместных санях. И с 2002 года продолжал работать (первым номером), пока опять проходило становление команды. И сейчас опять-таки молодежь тренируется с ориентиром на мой пример. По крайней мере, они хотя бы стараются меня обыграть - надеюсь, это даст свой позитивный результат.
Спортсмены - государственные люди, работающие на своем поприще
- Вокруг сборной постоянно находится много чиновников. Они как-то держат дистанцию или вы постоянно слышите: "Альберт, давай, мы ждем от тебя только победы"?
- Нет, у нас в этом плане все хорошо. У спортсмена всегда есть определенные обязательства, которые он должен выполнять, потому что мы - государственные люди. Страна вложила в нас очень большие средства - в тренировки и материальное обеспечение. Мы всем обязаны государству, поэтому мы должны все, что государство от нас требует, выполнять. Это наша прямая обязанность как спортсменов - ответственно работать на своем поприще.
- Каким получился прошедший сезон для вашей дочери Виктории? Что бы вы отметили в положительном плане?
- У нее был достаточно удачный сезон. Пошли позитивные сдвиги в том плане, что она стала более спокойной, сдержанной и самостоятельной. Все-таки соревновательная жизнь обтесывает ее со всех сторон. И у нее были призовые места - на юниорских этапах Кубка мира, на спартакиаде учащихся России, четвертое место на юниорском первенстве страны, причем в своей возрастной группе она всех опередила.
В следующем году у нее будет уже более качественный инвентарь, потому что сейчас ей приходится ездить на "чем попало" - том, что остается от других спортсменов. А в новом сезоне у нее уже будут индивидуальные сани, на которых она сможет показывать более высокие результаты и конкурировать на международной арене с теми же немками, австрийками и американками.
Итоги сезона и загадка Оберхофа
- Оцените по пятибалльной системе прошедший сезон по трем факторам - спортивному, техническому (в плане доводки саней) и психологическому.
- С точки зрения спортивного результата - на три с плюсом, а с технической - на четверку. Потому что многие летние наработки не оправдали себя, и многие технологии не отработаны. Но многие другие мы обкатали, поняли, какие ошибки были совершены при изготовлении саней, и будем надеяться, что в следующем году у нас будет более качественный инвентарь. А с психологической стороны - сложный, нервный сезон. Потому что с начала (сезона) было четыре неудачных старта, и нервы, честно говоря, стали уже прилично сдавать. Но потом мы съездили домой, немного разрядили обстановку, поработали с психологом, все нормализовалось и после Нового года стало уже полегче.
- И какую оценку поставите?
- Думаю, что троечку. По технике проработано много решений, по результату - тройка, потому что призовые места на этапах Кубка мира только после Нового года пришли - четыре приза на четырех стартах. Оберхоф в расчет не берем, потому что там немцы что-то такое придумали и уже шесть лет не подпускают нас к призам. Мы с (итальянцем, двукратным чемпионом Олимпиад) Армином Цоггелером никак не можем их разгадать. Либо они с первого по пятое места занимают, либо первое-четвертое. В прошлом году они взяли всю первую тройку, я четвертым устроился, а Цоггелер - шестым, между нами - опять же немец.
А ведь в 2006 году я, чтобы не рисковать боевыми санями, на тренировочном снаряде там третьим стал. За год до этого был первым, выиграв этап Кубка мира в Оберхофе три раза подряд, потом третьим...
- И после этого как отрезало?
- После этого они, хитрые, что-то новое придумали, и мы никак не можем их раскусить, чтобы снова начать их побеждать. Потому что в Винтерберге они не могут выиграть, в Кенигзее у них тоже не получается. В Альтенберге (все три перечисленные трассы находятся в Германии) - за счет того, что на той трассе пологий старт, им еще что-то удается сделать, но не более - по ходу трассы они много проигрывают.
- И отыгрываются на вас в Оберхофе?
- Вот именно, отрываются на нас там. Вот сейчас разгадаем "загадку Оберхофа" и начнем их там "обувать".