24 марта исполняется 105 лет со дня рождения Клавдии Шульженко. Ее голос звучал по всей стране, ее талантом восхищались Шостакович и Дунаевский, Зыкина и Райкин. Она была звездой советской эстрады и народным кумиром. В репертуаре Шульженко никогда не было случайных песен – певица исполняла только то, что было созвучно ее мировосприятию. Для каждой песни Шульженко искала свои интонации, избегая надрыва и раздражающей сентиментальности. Во всем чувствовался такт и чувство меры. Ее песни хотелось постоянно слушать и подпевать.
Первое знакомство с музыкой
Музыка с детства вошла в ее жизнь. Отец, харьковский бухгалтер, играл в самодеятельном духовом оркестре, иногда пел в любительских концертах. Именно он первым познакомил дочь с народными русскими и украинскими песнями и с городскими романсами. "Первое художественное впечатление было связано с отцом. От него я впервые услышала украинские народные песни. Он приобщил меня к пению. Его выступления, его красивый грудной баритон приводили меня в неописуемый восторг", - вспоминала Клавдия Ивановна.
Между тем, несмотря на свою увлеченность театром и песнями, юная Клава Шульженко и не помышляла связать себя с песенным искусством. Когда она училась в гимназии, ее любимым предметом была словесность. Она с удовольствием учила стихи русских поэтов и почти на каждом уроке прекрасно их декламировала. Хорошо знала она и французский язык. А вот к занятиям по музыке она относилась с пренебрежением, и если бы не родители, которые решили отдать ее в обучение к профессору Харьковской консерватории Никите Леонтьевичу Чемизову, вероятнее всего, Шульженко никогда бы не стала певицей. Именно Чемизов раскрыл ей глаза на ее талант, сказав однажды: "Ты счастливая, у тебя голос поставлен от природы, тебе нужно только развивать и совершенствовать его".
В 1929 году Шульженко стала солисткой Ленинградской эстрады, выступала в Московском мюзик-холле. Одна за другой выходят пластинки, которые распродаются тысячами. Казалось, не было дома, где бы не звучали ее "Синий платочек", "Руки", "Распрягайте, хлопцы, коней! ", "Записка, " "Гренада", "Кирпичики", "Дядя Ваня", "От края до края", "Портрет" и "Челита". Кстати, именно пластинка "Челита" послужила началом самой необыкновенной, хотя и поздней любви Шульженко.
Любовь
Личная жизнь Шульженко складывалась очень непросто. Официально замужем она была только один раз, хотя гражданских мужей у Клавдии Ивановны было несколько. С первым - Иваном Григорьевым - она познакомилась еще в Харькове, где семнадцатилетней девчонкой пыталась сделать карьеру драматической актрисы. Но однажды в поезде певица познакомилась с музыкантом и куплетистом Владимиром Коралли. Брак с Коралли поначалу складывался довольно счастливо, у них родился сын Игорь. Росли популярность и материальный достаток. А потом Шульженко стало известно, что муж ей изменяет, и супруги расстались.
Незадолго до этих событий, в 1940 году, молодой кинооператор Георгий Епифанов на деньги, сэкономленные от стипендии, купил себе патефон и начал собирать пластинки. Однажды в музыкальном магазине он впервые услышал чарующий голос - озорную "Челиту". Он приобрёл эту пластинку и готов был слушать её целыми днями. Каждая новая песня Клавдии Шульженко неизменно пополняла коллекцию Георгия Епифанова. Продавцы уже узнавали в лицо симпатичного и немного безумного парня. Над его увлечением подшучивали, советуя обратиться к психиатру, и никто не мог предположить, что пройдет время, и этот покупатель станет смыслом жизни прославленной певицы, её горячо любимым супругом. Да и сам Георгий не мог мечтать о таком, ведь Клавдия Шульженко была для него недосягаемой Звездой.
Как-то раз он увидел концертную афишу: "Клавдия Шульженко - с оркестром". Уже на самом концерте, который он, естественно посетил, Георгий был ошеломлен. Певица показалась ему настолько знакомой и родной, как если бы он знал её всю жизнь. После этого вечера, Георгий Епифанов старался не пропустить ни одного концерта Шульженко и всегда покупал билет в первый ряд.
Потом началась война, фронтовые съемки. Георгий Кузьмич даже на фронте неизменно возил с собой металлическую коробку из-под кинопленки с пластинками Клавдии Шульженко.
После войны Георгий Епифанов продолжал работать кинооператором. Он объехал с кинокамерой весь Советский Союз: Заполярье, Средняя Азия, Дальний Восток. Так прошло еще одиннадцать, уже послевоенных лет. И никогда в жизни скромный кинооператор не решился бы рассказать о своей любви, если бы не случай.
Кинооператор Сергей Семёнов, один из друзей Епифанова, знакомый на тот момент с Клавдией Ивановной, догадывался о тех чувствах, которые Георгий питал к великой певице. Знал он также, что брак Клавдии Ивановны с Владимиром Коралли уже два года как распался.
Жена Сергея Марианна предприняла попытку познакомить Георгия с его кумиром. Однажды она буквально втолкнула Епифанова в комнату, в которой отдыхала Клавдия Ивановна. Так он впервые оказался лицом к лицу со своей Богиней. Клавдия Ивановна показалась ему такой естественной и земной, что у него пропал дар речи. "Я никак не мог поверить в свое счастье, мне всегда казалось, что это сказочный сон", - говорил Георгий.
Несмотря на 12 лет разницы в возрасте и пересуды, супруги были очень счастливы. Епифанов остался верен жен всю свою жизнь. Он бережно собирал письма и телеграммы, которые Клавдия Ивановна посылала ему со своих гастрольных поездок.
"К роялю"
В феврале 1976 года было принято решение устроить в апреле юбилейный концерт певицы в Колонном зале Дома союзов. Два месяца вместе с эстрадно-симфоническим оркестром под управлением Силантьева и инструментальным ансамблем "Рапсодия" певица разучивала свою программу. Наконец 10 апреля при полностью заполненном зале концерт состоялся. Как отмечали очевидцы, несмотря на возраст, Шульженко была на нем во всем своем блеске и великолепии.
К середине 80-х годов здоровье Шульженко стало ухудшаться. Она и раньше часто жаловалась на недомогания из-за болезни сердца, однако теперь ей все чаще становилось хуже. Ее стала подводить и память. В последние годы жизни, когда Клавдия Ивановна уже не могла работать, главным ее утешением стал рояль. За ним Шульженко забывала о своих невзгодах.
Врачи рассказывали, что, когда она лежала в больнице и жизнь отсчитывала последние часы, певица, как только сознание к ней возвращалось, шептала: "К роялю! К роялю!".
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации открытых источников