Представители народов ханты и манси тщательно оберегают свою исконную культуру, многие до сих пор живут, согласуясь с традициями далеких предков. Познакомиться с характерным укладом югорских жителей можно в этнографическом музее "Торум-Маа", который находится в парке-заповеднике "Самаровский чугас" в Ханты-Мансийске.
"Торум-Маа" переводится с мансийского как "Священная земля", что полностью соответствует действительности. На холмах, где расположен музей, вплоть до начала XX века располагались так называемые Белогорские святилища и кумирни. В 1987 году по инициативе местных писателей из народности ханты Ермея Айпина и Ювана Шесталова здесь был создан музей архитектуры, быта и религии коренных народов Севера, который постепенно стал центром изучения и сохранения культуры обских угров. Однако и поныне холм остается священным местом для современных жителей Югры, которые проводят здесь свои ритуалы.
Кстати говоря, обские угры - это общее название двух близкородственных народов ханты и манси. Этнонимы "ханты" и "манси" образованы от самоназваний народов хантэ (хандэ, кантык) и маньси, что означает "человек". Прежде, до 1930-х годов обских угров еще называли остяки и вогулы.
Переступив "порог" "Торум-Маа", гости попадают на своеобразную поляну у подножия холма, которую работники музея называют "гостиной". Там стоят действующие глиняные печи, где выпекают традиционный хлеб и пироги, по окончании экскурсии туристам устраивают своеобразную дегустацию местной выпечки.
Рецепт югорской выпечки
Югорский хлеб выпекают следующим образом: сначала в печке сжигают дрова, потом выгребают всю золу и ставят внутрь берестяную форму с тестом, после чего отверстие закрывают деревянной затворкой, а печь обкладывают мокрым мхом. На приготовление уходит порядка 40-60 минут.
В старину, когда не было муки, в ходу был рыбный хлеб. Рыбьи кости не выбрасывали, а подсушивали и перемалывали в ступке, получившийся порошок перемешивали с рыбьей икрой - получалось насыщенное кальцием и рыбьим жиром тесто.
Кроме хлеба в подобных печах готовили мясо, рыбу и ягоды.
Летнее стойбище хантов реки Аган
Одна из первых экспозиций музея на пути туристов - летнее стойбище хантов, представляющее собой несколько построек, которые возводились и использовались в основном в теплое время года.
Основу "композиции" составляет сруб летнего дома, привезенный с реки Аган, который имеет каркасную конструкцию с четырьмя вертикальными угловыми столбами, вкопанными в землю. Пространство между опорами сооружения заполнено бревнами, двускатная крыша покрыта берестой. Ни фундамента, ни потолочного перекрытия обычно в летних жилищах не делали. Пол мог быть земляной или досчатый. Жилище отапливалось при помощи чувала - глиняной печи наподобие той, в которой пекли хлеб. Если стоянка планировалась недолгой, то вместо деревянного дома ставили чум.
Помимо дома и чума в экспозиции представлены другие хозяйственные постройки и атрибуты повседневной жизни людей. Так, одним из самых необходимых сооружений в хозяйстве обских угров была коптильня. Ханты и манси много заготавливали рыбы впрок, так как ели ее не только люди, но и собаки. Коптильню использовали в основном летом, когда консервировали продукты для долгой зимы, хотя рыбу добывали круглый год, просто в холодное время года рыбу чаще замораживали. Для ловли использовали удочки, сети, неводы, калданы, ловушки или остроги.
Для того чтобы закоптить партию рыбы, по всей длине коптильни разводили огонь из несмолистых пород деревьев, добавляя смородину для аромата. Затем нанизанную на жальник рыбу размещали в два яруса над тлеющими головешками, за которыми следили малолетние обитатели стойбища. По мере приготовления хозяйки снимали рыбу, укладывали ее в большие берестяные косумы и заливали рыбьим жиром - так рыба дольше не портилась. Это кушанье, как пояснил начальник отдела духовной культуры музея Вячеслав Кондин, называется у ханты шомак, а у манси - ёхол.
Оба кочевых народа размашистых домов, как правило, не строили, а потому не имели возможности хранить в избах большое количество вещей. В доме держали только самое необходимое, остальное прятали в лабазы. Эти вместительные сараи было принято возводить на опорах, повыше над землей, чтобы обезопасить хранимые там вещи и продукты от разорения лесными обитателями. Такие сооружения предназначались для складирования одежды, охотничьего снаряжения, различной утвари и запасов питания.
Зимнее поселение северных манси
Зимний дом, как ему и полагается, находится в чаще леса, так как в холодное время года ханты и манси больше занимались охотой, нежели рыбной ловлей, следовательно, перемещались с берегов рек в тайгу. Одним из определяющих факторов при выборе места для строительства было наличие в округе ягеля для оленей.
По сравнению с летним жилищем зимнее было более теплым. Это основательный сруб, пол и крыша которого крыты досками. Перед входом обычно устраивали навес. Основное помещение делилось на две половины. Мужская отводилась представителям сильной части человечества, здесь они стругали, мастерили, отдыхали, здесь же находились все необходимые инструменты, а также приклады духов - религиозные символы. Обращаясь к духам, мужчины не столько молили об удачной охоте или рыбалке, сколько просили прощения за то, что они убивают живых существ. Таким образом, они проявляли свое уважение к природе, которая их кормит и дает все необходимое.
Домочадцы время от времени делали подарки своим родовым духам, например, лисьи и соболиные шкуры, платки и ткани, различные фигурки, сделанные собственными руками. Подношения также хранились на мужской половине.
Женщинам полагалось проводить время в доме на своей половине, рассказывает хозяйка музейного Зимнего дома народный мастер России Зоя Водянова. Если в доме жили две супружеские пары, то в комнате ставили перегородку. По мере прироста семьи строили рядом новые дома. Как правило, жили большими семьями, где мирно сосуществовали представители нескольких поколений - так экономичнее, теплее и разумнее с воспитательной точки зрения. Молодые женщины, попадая в новую семью, полностью принимали ее уклад. Считалось, что свекровь плохому не научит, поэтому и перечить не стоит.
За детьми приглядывали бабушки, потому что матерям было некогда. Одной из любимых игр у местных ребятишек были палочки: их подбрасывали вверх, кто больше поймал - тот и победитель. Игрушки делали из подручных материалов, в ход шли даже высохшие кости зверей и птиц.
Когда тот или иной человек уходил в мир иной, вместе с ним хоронили и предметы из ритуального угла. Умершего, вне зависимости от времени года, одевали в зимнюю одежду, а сверху накидывали ритуальный халат. У хантов и манси считалось, что если кто-то на пути умершего к священным вратам захочет его раздеть, то ритуальный халат не даст этого сделать.
Неподалеку от зимнего сруба стоит молельная береза. Это дерево среди югорских народов считалось светлым, поэтому именно ее выбирали для поклонения. Женщины завязывали в ткань монетки и привязывали их к ветвям березы, создавая таким образом своеобразный алтарь. Сейчас так почти уже не делают, но традиция сохранилась, и на Вороний праздник, который обычно отмечается в апреле, в день первого спуска лодок на воду, женщины, как в былые времена, украшают белую красавицу.
Свежее мировосприятие
Сегодня мы пользуемся дезодорантами в доме, а раньше освежителем служил березовый гриб, трутовик. С его же помощью добывали огонь, когда не было спичек. Гриб расщепляли, разминали, кремнем выбивали искру, она попадала на трутовик и начинала тлеть. Этот гриб использовали и как оберег. Его клали у самого входа, чтобы злые духи не заходили. Большое значение при этом имело точное местоположение трутовика, иначе нечистая сила могла просочиться в дом. Когда накрывали ритуальные столы, поджигали гриб вместо ладана.
В качестве одноразовых салфеток и полотенец использовали древесное волокно, которое добывали из свежей смолевой сосны. Чтобы получить хорошее волокно, полузамерзшее дерево скоблили острым ножом. Его же использовали в качестве пыжей для ружей. Обычно женщины в больших количествах заготавливали его в апреле, чтобы хватило на все лето. Волокно храни в мешках, которые использовали в качестве подушек.
Струны души
Славны ханты и манси и своей музыкальной культурой. Судите сами - издревле известно около 30 видов музыкальных инструментов, которыми они искусно владели. Наиболее полная их коллекция хранится в музее в Финляндии. И если сейчас при создании народных инструментов используют гитарные струны, то раньше женщины плели сухожильные нити, которые давали "матовый" приглушенный красивый звук. Такими же сухожильными нитями шили одежду - хозяйки плели их такой толщины, какой было нужно.
Матримониальные традиции
В Белогорье было место поклонения духу истока Оби. Туда раз в семь лет приезжали со всех районов Югры: люди общались, знакомились, подыскивали себе невест. Девушек не только сватали, но порой и крали. Если родители были против жениха, а девушка согласна, то она могла выйти из дома провожать сватов с одной рукодельной сумочкой и обратно в родительский дом уже не вернуться. Бывало, что родители женили молодых, которые никогда друг друга не видели. Разводов было очень мало, потому что одним из принципов поведения северных народов было терпение.
Пожаловаться на тяжелую судьбу или похвалить себя можно было в песне. А иначе кто узнает, какая певица хорошая мастерица?! "Что ругаться, когда можно песню спеть", - говорили встарь.
Кузнец почтеннее шамана
Железо добывали из лимонита: собирали ржавчину на реке, переплавляли при температуре 1000 градусов, таким образом восстанавливая окись железа до железа. Потом из получившейся массы при помощи ковки выводили шлаки. Ковать приходилось очень долго, поэтому кузнецы были почитаемы. Уважали их еще и потому, что в культуре ханты и манси запрещено железом тыкать в огонь, а кузнец имел право это делать, из-за этого некоторые считали, что он сильнее шамана, поскольку мог доставать предметы из огня.
Охотничьими тропами
Завершает экскурсию по музею "Торум-Маа" прогулка по охотничьей тропе. Здесь на протяжении всего маршрута расставлены различные ловушки, которыми пользовались жители Югры. Кстати, ловушки обских угров признаны одними из самых гуманных в мире. Охота занимала в их жизни особое, культовое место. Ее приемам начинали обучать с самого раннего детства. Едва научившись ходить, малыши начинали постигать тонкости общения с лесными зверями, изучать их повадки, запоминать приметы, а главное - с уважением относиться к объекту охоты. Промыслы четко подчинялись сезонности: осенью охотились на глухаря, боровую дичь и белку, зимой - на пушного зверя, весной - на утку и лебедя.
Так, ловушка на лис сооружалась из спиленного дерева, которое расщеплялось, ставилась распорка, под которой подвешивалась мороженая рыба. Принцип действия таков: лиса подпрыгивает, пытаясь сбить рыбу, и ее лапа проваливается в щель. Чем усиленнее зверь пытается освободиться, тем больше застревает конечность в ловушке. Хитрость состоит в том, что лисы не умеют поднимать лапу вверх, они могут ее только дергать.
Иной способ поимки лисы - создание норы-ловушки, в которую кладут корень кедра и палочку, пропитанную специальным составом, изготовленным из протухшей змеи. Зверь идет на этот "аромат", забирается в эту нору, задевает предохранитель, и на него падают ударные балки.
Самым же популярным промысловым зверем в Югре является соболь. Как правило, на него ставили каркас-треножник, который укрывали лапником, чтобы соболь не мог забраться наверх. Под ударной балкой подпорка с язычком-предохранителем, в качестве наживки использовали куропатку, а при входе вставляли перья. Когда зверь забирался в ловушку, перья ему щекотали нос, от неожиданности соболь резко дергался и сшибал предохранитель - конструкция падала и придавливала зверька.
А вот конструкцию для ловли глухаря сдерживала рогатинка-насторожка с веревкой, для приманки использовали песок и ягоды с почками. Глухарь видел лакомство, заходил в ловушку, сбивал насторожку и попадал в ловушку.
Святилище обских угров
Охотничья тропа приведет к Святому месту. На небольшой поляне, окруженной елями и кедрами, стоят семь идолов - работа современного художника Геннадия Райшева. На этом месте ханты и манси молились духам, благодарили за помощь и просили защиты.
На каждом святом месте обязательно был лабаз, в котором, как правило, хранили останки медведя, к которому у обских угров было особое отношение. Охота на этого зверя всегда сопровождалась особыми ритуалами, а победа над ним отмечалась по нескольку дней. По окончании праздника все, что осталось от медведя, складывали в такой священный лабаз.
Праздник этот вели в основном мужчины. Прежде всего они пели длинные, по 2,5-3 часа, песни. Кроме того, на праздниках обыгрывали всевозможные сценки, где высмеивались характерные людские пороки.
Женщины в перерывах выходили танцевать и детей заставляли. "Танцуй для медведя, подари ему танец, задобри его, а то в лесу можешь с ним встретиться", - говорили взрослые малышам. Подобные выступления были подготовкой к взрослой жизни.
Кстати говоря, на медведя ставилась особая ловушка - зверь должен был задеть веревку, которая шла к коромыслу, сдерживающему ударную балку. Эту балку специально утяжеляли бревнами. Мишка забирался внутрь, вытаскивал наживку, срывал веревку, коромысло отлетало, и его придавливало балкой.
Пройдя тропами заповедника-музея, заглянув в жилища ханты и манси, особенно ясно начинаешь ощущать, что представители этих народов действительно являются детьми самой природы, привыкшими не только брать у нее, но и благодарить свою мать-кормилицу за то, что она им дала.
Ирина Нехорошкина