Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Российские потребители не кинулись скупать японские товары, производство которых после землетрясения было приостановлено. Автодилеры отмечают лишь традиционный весенний рост спроса на машины. Продавцы техники увеличения числа покупателей вообще не отмечают.
Землетрясение магнитудой в девять баллов и последовавшие за ним цунами, масштабные разрушения и авария на АЭС в Фукусиме привели к остановке ряда предприятий Японии. В том числе о приостановке работы своих заводов заявили крупные японские корпорации. К примеру, перерыв в работе вынуждены сделать автопроизводители, среди которых Mitsubishi Motors, Toyota, Nissan, Honda и Subaru, а также компания Toshiba, которая производит, например, чипы памяти для ноутбуков.
Остановка производств и прогнозы экспертов, которые уже сейчас говорят о возможном возникновении дефицита товаров из Японии, вполне могут провоцировать панику и ажиотажный спрос. Потребители в аналогичных ситуациях нередко бросаются скупать продукцию, которая теоретически может стать дефицитной. Однако российский покупатель панике не поддался.
Сезонный фактор
Самые покупаемые японские товары в России – это автомобили. События последних десяти дней однозначно показали: российский потребитель не кинулся скупать Mitsubishi и Nissan. "Спрос остался на прежнем уровне", – сообщила РИА Новости PR-менеджер группы компаний "АвтоСпецЦентр" (официальный дилер Nissan) Евгения Никитена-Кацарская.
"Ажиотажного спроса не ощущаем", – подтвердил РИА Новости директор департамента развития продаж группы компаний "Бизнес Кар" (официальный дилер автомобилей Toyota) Андрей Семенчук. Спрос растет, но это сезонный фактор – в начале марта спрос всегда увеличивается на 10-20%.
Это обусловлено отложенным спросом, так как именно с конца марта идет поставка автомобилей, произведенных в этом году, пояснил Семенчук. Покупатели просто забирают уже оплаченные машины.
Приостановка работы заводов в Японии повлияет на летние поставки автомобилей: они могут быть задержаны, но вряд ли это скажется на потребителе в ближайшее время, так как произведенные в январе-феврале автомобили уже идут в Россию, говорит Семенчук.
Гендиректор портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив говорит о возможном дефиците комплектующих для автомобилей. "В Японии остановлены не только предприятия, но и большая армия поставщиков", – напоминает он. Олег Дацкив полагает, что потребители не кинулись скупать японские машины как раз из-за опасений за доставку комплектующих при возможном ремонте в будущем. Хотя такие опасения теоретически должны терзать покупателей и других иномарок. Ведь коробки передач, некоторые электронные системы, комплектующие к ним японские предприятия производят и для неяпонских производителей.
Дилеры закупят дозиметры
Сейчас в России продаются автомобили, произведенные минимум 3-4 месяца назад. Именно столько времени занимает доставка машины в Россию. Но уже сейчас покупатели, напуганные радиационным заражением некоторых областей Японии, интересуются у дилеров, в какой части Японии собрана машина, какие детали автомобиля японские, а какие произведены в других странах. Ведь многие машины японских марок собираются в других странах – в Великобритании Турции, Венгрии, Мексике, США.
Дилеры уверены, что зараженные радиацией машины на российский рынок не попадут. "В Японии очень строгое отношение к качеству товаров и безопасности людей, они просто не выпустят зараженный или некачественный товар с завода", – уверен Семенчук.
Да и российская таможня не пропустит такой товар. "На российской таможне установлены автоматические системы контроля уровня радиации. При превышении допустимых показателей партия товара направляется на склад временного хранения и потом уничтожается", – рассказал Дацкив.
Впрочем, дилеры готовы самостоятельно контролировать уровень радиации "японок". "Если возникнет необходимость, мы закупим дозиметры, чтобы наши сотрудники и клиенты не беспокоились", – говорит Евгения Никитена-Кацарская.
Дефицита не будет
На рынке электробытовой технике ажиотажа также нет: телевизоры, телефоны, пылесосы и ноутбуки на прилавках остаются.
"Конечный потребитель электроники в ближайшее время последствий от землетрясения в Японии, скорее всего, не почувствует, поскольку товары под японскими брендами уже давно производятся не в Японии", – говорит РИА Новости директор по связям с общественностью Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Антон Гуськов.
Почти все производители электротехники – это транснациональные компании. У большинства из них (тех, что производятся под японскими брендами) в Японии расположены лишь штаб-квартиры, а производство рассредоточено по всему миру. Поэтому компании имеют возможность перераспределить производство.
Большая часть товара производится в Юго-Восточной Азии (на Тайване, в Малайзии и Китае), в Европе (в Польше, Венгрии и Словакии) и России. Подавляющее большинство техники на российских прилавках сделано не в Японии. К примеру, 75% телевизоров, которые продаются в России, произведены в нашей стране под контролем владельцев бренда.
"Техника, которая производилось в Японии, в основном продавалась там же, на внутреннем рынке, – говорит Гуськов. – На экспорт японские товары массово не шли".
"На экспорт Япония производила лишь дорогостоящую электробытовую технику, и спрос на нее стабилен", – говорит РИА Новости представитель одной из крупнейших торговых сетей России. Прежде всего, речь идет о телевизорах и фотоаппаратах класса "Премиум".
Также в Японии производят комплектующие для мониторов, но пока никто из производителей техники не заявлял, что в связи с этим у них будут какие-то проблемы.
Вся крупная бытовая техника производится в России, а компьютеры и сотовые телефоны производятся в Китае, ЮВА и России, пояснил Пантелеев.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции