Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Заявление заместителя Генерального прокурора Украины Рената Кузьмина о том, что бывшие чиновники правительства Юлии Тимошенко будут освобождены из предварительного заключения после того, как закончат знакомиться с материалами своих уголовных дел, стало сенсацией. Может быть, сенсацией не меньшей, чем озвученное тем же Кузьминым начало уголовного дела против бывшего президента Украины Леонида Кучмы. Как было объявлено во вторник, экс-президента подозревают в даче незаконных распоряжений сотрудникам украинского МВД. Эти распоряжения якобы, в конечном счете, и привели к убийству в 2000 году журналиста Георгия Гонгадзе, известного своей критикой в адрес Кучмы.
Эти новости наверняка вызовут благожелательный отклик на Западе. Наверняка из-за западных рубежей прозвучат комментарии о том, что, в отличие от России, на Украине "ще не вмерла" независимость прокуратуры и судов. Впрочем, сами местные эксперты настроены менее идеалистически.
"Безусловно, за освобождением бывших членов правительства Тимошенко стоит политическое решение, - считает глава Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. - По всей вероятности, президент Янукович хочет смягчить политическое противостояние в обществе, а заодно улучшить климат в отношениях с европейцами, которые уже давно выражают недовольство тем, что они называют авторитарными тенденциями в его правлении".
Ни для кого не тайна, что страны ЕС, и особенно соседи Украины по Центральной и Восточной Европе, верили в успех "демократического" тандема Ющенко и Тимошенко до последней крайности. Только безобразный конфликт между этими двумя светочами демократии и очевидное обнищание Украины в условиях экономического кризиса заставили западных соседей Украины немного умерить свой энтузиазм. А недавние аресты бывших министров кабинета железной Юли были на Западе сразу же связаны с кознями "пророссийского" Януковича, в результате чего экс-министр экономики Богдан Данилишин получил политическое убежище в Чехии, а экс-глава Госкомрезерва Михаил Поживанов - в Австрии.
И вот - своеобразная оттепель. Освобожден из-под стражи первый замминистра юстиции Евгений Корнейчук, скоро выйдет на свободу и министр охраны окружающей среды Георгий Филипчук. Сама экс-премьер Тимошенко получила разрешение, несмотря на подписку о невыезде, совершить путешествие в Брюссель. И хотя Тимошенко утверждает, что разрешение это было получено благодаря специальному распоряжению Януковича, прощать Виктора Федоровича железная леди украинской политики не собирается. По ее мнению, "заступничество" Януковича - это пиар, равно как и начатое против Кучмы по обстоятельствам убийства Гонгадзе уголовное дело.
Как известно, расследование убийства Гонгадзе - самая долгая и грязная сага украинской политики. После обнаружения в 2000 году обезглавленного тела журналиста (его опознали по полученной в Абхазии ране) начали происходить странные вещи. Сначала на Западе всплыли диктофонные записи некоего майора Мельниченко, который, работая в охране Кучмы, предусмотрительно спрятал в кабинете главы государства цифровой диктофон. Электронное ухо якобы услышало, как Кучма в ярости высказал пожелание, чтобы "его (Гонгадзе) украли чеченцы". Потом на этой основе стартовала протестная акция "Украина без Кучмы", ставшая одним из первых залпов "оранжевой революции".
После прихода к власти в 2005 году президента Ющенко расследование сперва ускорилось. Вдруг появилось сообщение об обнаружении головы Гонгадзе, несколько лет пролежавшей в болоте. В 2005 году были арестованы два предполагаемых участника убийства, оба сотрудники украинского МВД. Но выяснить, кто же отдал приказ убить журналиста, так и не удалось - бывший министр внутренних дел Юрий Кравченко, чей разговор с Кучмой якобы и записал цифровой диктофон, застрелился за несколько часов до момента, когда должен был начаться его допрос. При этом экс-министр почему-то предпочел покончить счеты с жизнью двумя выстрелами вместо одного. В 2009 году был арестован "технический организатор" убийства Алексей Пукач, все эти годы якобы скрывавшийся у родственницы в деревне, не позаботившись даже о фальшивом паспорте. Он получил большой срок - и на этом дело вроде бы заглохло. До нынешних времен.
Почти нет сомнения, что и решение о реанимации дела Гонгадзе было политическим. Известно, что Янукович не считает себя ничем обязанным экс-президенту Кучме, хотя именно Леонид Данилович ввел его в большую украинскую политику, назначив тогда еще мало известного выходца из Донбасса премьером в 2003 году. Для Януковича эта "заслуга" Кучмы была аннулирована двурушничеством последнего в 2004 году, когда президент "сдал" его, официального преемника, "оранжевым" революционерам. Поэтому вполне возможно, что Кучма избран в качестве козла отпущения для националистической оппозиции, которая в последние месяцы буквально требует крови.
В эту же логику укладываются и шаги к реабилитации "тимошенковских" министров. Их освобождение - выпуск пара, произведенный для снижения противостояния в обществе. К демократии все это имеет мало отношения. Как отмечает Погребинский, Янукович готов соблюдать демократические процедуры только до тех пор, пока эта игра не начнет угрожать его власти. Может быть, поэтому не отпущен на свободу экс-глава МВД Юрий Луценко - самый яркий из тимошенковских "сидельцев". А из расследования дела Гонгадзе рядовой гражданин может сделать один практический вывод: с властью лучше не конфликтовать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции