Рейтинг@Mail.ru
Лихачев: способы размещения госзаказа должны быть разнообразными - РИА Новости, 22.03.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лихачев: способы размещения госзаказа должны быть разнообразными

Читать ria.ru в
Дзен
О концепции Федеральной контрактной системы, которая должна прийти на смену нынешней размещения госзаказа, о ее основных положениях и межведомственных спорах о ФКС в преддверии форума-выставки "Госзаказ-2011" рассказал заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев в интервью РИА Новости.

Государственный заказ воспринимается многими не иначе, как поле для злоупотреблений и "откатов". Государство пытается бороться со своими нечистыми на руку чиновниками через законодательство, но даже 94-й федеральный закон о госзакупках не стал панацеей от коррупции и требует глубокой переработки. О концепции Федеральной контрактной системы, которая должна прийти на смену нынешней размещения госзаказа, о ее основных положениях и межведомственных спорах о ФКС в преддверии форума-выставки "Госзаказ-2011" рассказал заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Марине Градовой.

- Алексей Евгеньевич, как идет прописанный в законе с начала года обязательный переход регионов и муниципалитетов на электронные площадки?

- С 1 января заработал сайт zakupki.gov.ru. Но, к сожалению,  в январе был довольно сложный период становления, и стоит извиниться перед нашими региональными и муниципальными заказчиками, которые испытывали  большие сложности в первые недели работы сайта. Мы сейчас дорабатываем сайт с учетом их замечаний, а в ходе выставки "Госзаказ-2011" запланирован ряд круглых столов для обсуждения работы сайта, где мы выслушаем пожелания. Хочу привести некоторые данные: на середину марта на сайте зарегистрировано более 174 тысяч организаций-заказчиков всех уровней, из них "федералов" - 22,5 тысячи. Это очень большое количество, превосходящее регистрацию на прежней версии сайта.

- И какое увеличение заказчиков и открытых заказов это дало?

- Почти на 15% выросло количество федеральных заказчиков, зарегистрированных на официальном сайте. По оценкам Минэкономразвития, сейчас уже более чем 90% организаций от общего количества заказчиков, внесенных в сводный перечень, зарегистрированы на едином информационном портале. При этом количество извещений о размещении заказов увеличилось с 56,5 тысяч, которое было зафиксировано с начала 2010 года до середины марта, до 73,1 тысячи за аналогичный период этого года.

- В какую сумму оценивается объем госзаказа на 2011 год?

- Объем закупок на 2011 год составит в целом 4,7 триллиона рублей, в том числе на федеральные нужды – 1,7 триллиона, региональные нужды – 1,8 триллиона рублей, муниципальные нужды – 1,2 триллиона рублей.

- Согласно концепции ФКС, Минэкономразвития предлагает отменить 94-ФЗ, а ФАС, напротив предлагает его усовершенствовать. Что все-таки произойдет с законом?

- Речь не идет о том, чтобы отменить 94-ФЗ и оставить сферу госзакупок не регламентированной. Напротив, ФКС предполагает системный подход ко всем этапам организации закупок в интересах обеспечения государственных и муниципальных нужд. Все лучшее, что было проработано с момента принятия 94-ФЗ, будет интегрировано в контрактную систему. Будут созданы эффективные процедуры, начиная от этапов прогнозирования и планирования заказа вплоть до исполнения контрактов, приемки и оценки контрактных результатов. План подготовки нормативной базы ФКС утвержден председателем правительства в декабре и направлен органам для исполнения. Минэкономразвития, Минфин и ФАС его согласовали и сейчас  исполняют. Кроме того, президент поручил правительству подготовить новую редакцию закона о госзакупках. При этом мы будем опираться на принципы 94-ФЗ, установившего единые и общие для всех правила закупочной работы, публичность, прозрачность, информационную открытость этой сферы и поддержку добросовестной конкуренции. Кроме того, закон о ФКС впервые установит персональную ответственность заказчика за эффективность контрактования и контрактные результаты.

-  А не проще было бы переработать 94-й закон?

- Нет, не проще. В закон уже внесено 24 пакета поправок! И сейчас готовится очередной большой пакет. На мой взгляд, надо переформатировать сам подход к регулированию закупок. Число неконкурентных процедур растет – и в количественном выражении и в объемах. Так стоимость товаров, закупленных таким путем, выросла с 23% (от общего объема закупок) в 2006 году, до 57,7% в 2010 году. То есть закон, как бы строг он не был с точки зрения процедуры, заменил ею экономическое содержание. Суть госзаказа должна быть в полном и качественном удовлетворении госнужды и в развитии конкуренции в этом секторе. А результаты применения 94-ФЗ обратные, он привел к увеличению объемов и количества неконкурентных процедур. Если бы он развивал конкуренцию, то количество состоявшихся аукционов и конкурсов увеличилось. А вот коррупция за время действия 94-ФЗ реально выросла. Это подтверждают и опросы предпринимателей, и заключения экспертов.

- ФАС предлагает максимально вывести торги на электронные площадки, концепция ФКС дает больший выбор способов размещения заказов. Насколько тот и другой вариант позволяют бороться со злоупотреблениями?

- Со злоупотреблениями позволяют бороться системные методы работы. Требуется внятное планирование, рыночные ценовые ориентиры, публичное обоснование самой потребности в закупке, контроль исполнения контракта, анализ его эффективности, сопоставление целей и достигнутых результатов. Всему этому нам надо научиться. А вот способы размещения контракта, способы продвижения заказа на рынке должны быть достаточно разнообразными. Настолько, насколько разнообразны закупаемые товары, работы и услуги. Простые предметы эффективно закупать на электронном аукционе. А вот для исследовательских или, например, дизайнерских проектов, он, увы, не подойдет. Кроме этого, есть большой блок товаров, работ и услуг, где цена не самый главный показатель, и надо проводить оценку по целому комплексу параметров, включая жизненный цикл, творческую составляющую или возможность решить передовую научную задачу. Здесь, без сомнения, нужны многоэтапные конкурсы.

- Острую критику вызвал такой механизм, предложенный ФКС, как конкурентные переговоры, оппоненты называют их самым коррупционным механизмом. Как должны выглядеть конкурентные переговоры в понимании Минэкономразвития?

- Самый действенный механизм в науке - это конкурентные переговоры, механизм публичного обсуждения. Как мне кажется, должна собираться комиссия, вместе со всеми конкурсантами, и в присутствии представителя ФАС обсуждать, например, поставленную научную задачу, в чем может быть результат и практические выводы, и сколько это будет стоить как на этапе решения, так и при последующей реализации.

Кроме того, без сомнения, должны быть внеконкурсные закупки там, где нет конкуренции. Например, если мы закупаем самолет-амфибию, то ясно, что их выпускает у нас одно предприятие. Но в этой схеме нужно видеть механизм ценообразования, понимать обоснованность цены, объявленной поставщиком. Для этого необходимо особое регулирование неконкурентных рынков с уникальной продукцией – не только товарной, но и рынка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, отдельных видов строительства. Сейчас – это абсолютно "серая" зона.

- Каким же, на Ваш взгляд, должен быть механизм закупки высокоспецифичной, инновационной продукции?

- Очевидно, что это не электронные аукционы. У нас есть хороший пример: в свое время Курчатов и группа ученых  сумели убедить правительство в необходимости развивать ядерную энергетику, вкладывать в нее деньги. Если бы тогда работали процедуры голосования, мы могли бы остаться без ядерной энергетики. Единственный путь, на мой взгляд, – привлечение ученых и гласность в принятии решений. Нужна предквалификация, должны учитываться мнения существующих научных школ, и здесь, я хотел бы особо подчеркнуть, цена не может быть решающей. С другой стороны, нужно повышать ответственность за конечный результат тех, кто будет эти решения принимать. Полагаю, всем этим могут заниматься экспертные советы, люди специально привлеченные для оценки проектов из разных научных школ.

- Недавно ФАС  предложил ввести ограничения на закупки потребительских товаров премиум-класса для нужд чиновников. Как вы относитесь к этой идее?

- Не хотелось бы обвинять коллег из ФАС в плагиате, но это более чем "пиаровское" изложение части нашей концепции, связанной с нормированием государственных закупок. В законодательстве нет юридического понятия "товар премиум-класса", "класса люкс" и тому подобное. Концепция же дает абсолютно четкий ответ – это нормирование затрат при удовлетворении госнужд – нормативы по качеству, цене и количеству продукции, которые необходимо закупить. Эта работа потребует участия всех федеральных ведомств, и в результате будет четко регламентировано, какие автомобили должны закупаться для должностных лиц, какого класса и какой ценовой категории мебель должна стоять в кабинетах чиновников и так далее.

- Предполагает ли концепция ФКС, что российские производители смогут, как и сейчас пользоваться преференциями при госзаказе?

- Преференции в госзаказе – тема дискуссионная. Мы отдаем ценовое преимущество отечественным производителям. Но не надо забывать, что расплачиваться за это приходится налогоплательщикам.

- Врачи жалуются, что дженерики компаний, выигрывающих на торгах по лекарственному обеспечению из-за низких цен и преференций, значительно уступают по качеству зарубежным аналогам. Как предполагается решить эту проблему?

- Это как раз пример того, насколько неэффективно принимать решение о закупках только по фактору наименьшей цены.

- Ранее звучали предложения о создании одного ведомства, которое будет заниматься закупками для госнужд. Будет ли это предусмотрено в законопроекте о ФКС?

- План развития ФКС и концепция закона не подразумевает создание такого ведомства. Мы не хотим менять тот "четырехугольник", который складывается в сфере госзаказа – определение бюджетных параметров за Минфином, контроль за ФАС, методология и общая координация работы за Минэкономразвития и решение отраслевых задач, включая ценовую политику, определение качества и других параметров закупки, ведение библиотеки типовых контрактов за отраслевым ведомством. Пока это наиболее оптимальное распределение полномочий.

- Когда будет утверждена концепция и подготовлен закон?

- Концепция представлена в Правительство. Наша задача  в апреле выйти на ее утверждение, и за второй квартал написать закон о Федеральной контрактной системе, за которой, я уверен, будущее. Тема для страны – чрезвычайно важная! ФКС - важнейший шаг к современному качеству государственного и муниципального управления. Писать закон будем обязательно совместно с коллегами из других ведомств, экспертами, экономистами, учеными-отраслевиками, с профессиональными закупщиками, с представителями международных организаций – со всеми теми, кто заинтересован в том, чтобы деньги налогоплательщиков расходовались максимально результативно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала