Рейтинг@Mail.ru
Заря отечественного телевидения - РИА Новости, 22.03.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Заря отечественного телевидения

Читать ria.ru в
Дзен

60 лет назад, 22 марта 1951 года, на базе Московского телецентра на Шаболовке постановлением Совмина СССР, была создана Центральная студия телевидения. Телестудия сначала осуществляла ежедневное телевещание на Москву и Ленинград. В 1964 году впервые в стране с помощью спутниковой связи была осуществлена трансляция Олимпийских игр из Токио. Год спустя, состоялся обмен телепрограммами между Москвой и Владивостоком, а в 1966 году была совершена передача цветного изображения из Парижа в Москву. В 1967-м введен в действие Технический телевизионный центр "Останкино"

В гости "на телевизор"

В пятидесятые годы в Москве уже было более ста тысяч телеприемников. Зрителей же - намного больше.  "На телевизор" собирались к его владельцу соседи по квартире, этажу, подъезду, дому. Приходили со своими стульями и, в течение нескольких часов, не отрывали взгляд от экрана, точнее "линзы", наполненной водой. Этот "прибор" позволял немного увеличить изображение на крохотном экране.

По рассказам писателя Юрия Виленского, смотрели все подряд. Иногда на "линзу" надевали прозрачный пластик с тремя полосами - красной, желтой и зеленой. Были возможны варианты. Так создавалась иллюзия "цветного телевидения".

7 ноября 1967 года состоялась первая передача цветного телевидения с парада на Красной площади в Москве. Первые отечественные цветные телевизоры для массового зрителя появились в продаже в конце 1967 года. Их выпускали на Московском электроламповом заводе и на объединении имени Козицкого в Ленинграде.

Столичный телевизор модели "Рубин - 401 - 1" внешне ничем не отличался от своих черно - белых собратьев, разве что только стоимостью. 1200 рублей в ценах 1961 года – на тот момент были большими деньгами.

Так рассказывает историю о покупке первого цветного Юрий Виленский: "Цветной телевизор - была мечтой моего друга, с которой он ложился спать и вставал рано утром. Аппарат покупался в Москве и отправлен поездом в наш провинциальный город. Встречать необычный груз отправился почти весь наш, отнюдь немаленький, дом. Адресату выдали большой фанерный ящик, внутри которого, как в матрешке, оказался еще один, связанный с первым специальными пружинами.

Дальше все происходило по схеме - купил, включил, не работает. Так в народе называли телевизоры модели "КВН", те самые, которые смотрели всем домом. Но мой сосед все-таки был настоящий фанат и в его руках аппарат заработал.

Этот телевизор стал третьим в нашем городе. Первые два находились на телецентре. А третий - у нас за стенкой. Поэтому на ежедневный "соседский просмотр" в нашей коммунальной квартире собиралось, столько желающих, что впору можно было открывать кинотеатр".

Символ ЦТ

Для многих людей символом Центрального телевидения СССР были его дикторы.

Примерно до середины пятидесятых годов эта должность отсутствовала в штатном расписании телевидения. По мере необходимости дикторов брали "напрокат", с радио. К тому времени на радио уже большая часть передач шла в записи, а на телевидении царствовал "прямой эфир". Таким образом, отсутствие или опоздание даже одного участника передачи могло иметь серьезные последствия.

По воспоминаниям современников, гениальный Юрий Левитан, свободно чувствовавший себя перед радиомикрофоном, панически боялся выступать перед телекамерой и даже требовал, чтобы все время "эфира" кто-нибудь держал его за руку.

Первыми чисто телевизионными дикторами стали Нина Кондратова, Ольга Чепурнова и Валентина Леонтьева. Через некоторое время количество дикторов увеличилось настолько, что был создан специальный отдел.

Будни диктора

День телевизионного диктора начинался с грима. Без грима, естественно, никто из профессионалов не работал. Зритель ни в коем случае не должен был увидеть какие-либо изъяны или дефекты на лице у диктора. Легенда отечественного телеэкрана, диктор Центрального телевидения Советского Союза, автор и ведущий многих передач, народный артист России Виктор Иванович Балашов считает, что главное у диктора – это глаза. По его мнению, именно они выражают то, что сообщается в тексте.

"У нас работали прекрасные мастера, которые знали нас. Сейчас я прихожу в студию, девочка сидит, промокнёт лоб, махнёт пудрой чуть-чуть. Я говорю: "Ну-ка, ну-ка, пожалуйста, морщинки уберите, положите тон, сделайте как следует". Не хотят. Они отвыкли уже или не умеют. А ведь это очень важно в телевизионной работе" – говорит Виктор Балашов.

В этой профессии, уверяет Балашов, важно уметь слушать партнера и быть всегда готовым к выходу в эфир: "Всегда следил за тем, какой у кого галстук и какого цвета манжеты". "Ребята, вы можете появляться на экране каждый день и по несколько раз в день, но вас никто не будет знать, а можно появиться один раз в неделю, и тебя будут всю жизнь помнить", – говорил Балашов своим подчиненным.

Владимир Саппак считает, что самое важное в работе диктора – заставить человека, который сидит у экрана телевизора, чувствовать себя участником того, что происходит в данную минут на экране. По его мнению, зритель должен быть втянут, включен в общий круг. "В Москве проходит Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Передающие камеры установлены прямо на улице. Телевизор выхватывает из общего шествия, из огромных людских толп отдельные группы фигур. Крупные планы - как портреты с хорошей фотовыставки. Кажется, весь город охватило общее чувство. Люди живут той же минутой и так же, как те, кто идет или едет по улицам, ощущают значительность этой минуты, живое дыхание ее. Это так: одни на улицах, другие у своих окон, третьи у телевизоров, и у всех общее волнение, общая ответственность. Все мы - участники Московского фестиваля!" - вспоминает Владимир Саппак в одной из своих книг.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала