Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Дать военной операции нелепое название – значит заранее испортить ей будущее, и с ливийским "гуманитарным усмирением" Каддафи происходит нечто похожее. Старина Черчилль хорошо разбирался в названиях, посему переименовал операцию Roundhammer в Overlord, каковой и осталась в истории высадка союзников в Нормандии в 1944-м. Буш-старший сменил детско-кухонную Blue Spoon, или "Голубую ложку", на Just Cause, или "Праведное дело", и вошел в Панаму в 1989-м. Он же изменил "Щит полуострова" на "Бурю в пустыне" в 1990-м и освободил Кувейт.
Создание ливийской "беспилотной зоны" нарекли в штабе Объединенного командования ВС США по Африке AFRICOM в Штутгарте Odyssey Dawn, или "Заря Одиссеи". Возможно, кто-то в AFRICOM не читал Гомера. Но проект был направлен в Вашингтон, прошел там все согласования (включая послов привлеченных государств) и вернулся без изменений. И там тоже не заметили странности? Злые голоса теперь спрашивают, не обречены ли силы коалиции болтаться по Средиземноморью у Ливии 10 лет по примеру бродяги Одиссея. В AFRICOM же говорят, что поступили в полном соответствии с инструкцией ВС США: надо, чтобы в названии было два слова, не было оскорблений других стран, союзников, национальностей, религиозных чувств и пр.
Кто хозяин бомбардировок?
Уже через три дня после 19-го марта, начала "принуждения" Каддафи к уходу, последовали неприятности. Вообще, вопросы - кто хозяин бомбардировок, кто руководит коалицией (США, Британия, Франция, Италия, Испания, Бельгия, Норвегия, Греция, Катар, ОАЕ и другие – состав расширяется), полны лукавства.
Руководит ими все тот же AFRICOM США в Штутгарте в лице главкома, генерала Картера Ф. Хэма (Carter F.Ham), а тактическое руководство осуществляет адмирал Сэмюэл Локер (Samuel Locker), командующий 6-м Средиземноморским флотом США, со своего флагмана Mount Whitney. Но это – пока.
С командованием уже постепенно начинается неразбериха.
Хотя весьма наивно полагать, что кто-то кроме США будет и дальше "координировать" атаки на Ливию. Все заявления Барака Обамы о том, что передача организационных функций и руководства операцией в руки европейцев – это дело дней, а не недель, тоже лукавство.
Даже передача формального командования ливийской операцией под контроль НАТО - это все то же "американское командование", только в другой упаковке. У США самый мощный военный кулак в Средиземном море и Персидском заливе, и никто в НАТО ими командовать не может.
Ясно, что "евроремонт" ливийской операции будет больше косметическим, чем капитальным. В НАТО всегда так и было – у кого больше "железа", у того больше и голоса.
Франция держит свой "ливийский штаб" в Mon Verdun под Лионом. У британцев собственный тактический штаб в восточной Англии. То же самое у итальянцев. Но все имеют офицеров связи в Штутгарте. Кстати, само место выглядит как укол немцам: Германия воздержалась при голосовании по резолюции ООН, объявив, что просчитаны не все последствия акции (что верно). Но руководят-то бомбардировками именно с ее территории.
Зачем и кому нужна "европеретяжка"
При этом неразбериха вокруг того, кто и куда должен посылать самолеты, ракеты и бомбы, нарастает. Итальянцы требуют, чтобы все дело было поставлено под крышу НАТО, и даже угрожают отобрать у коалиционных сил свои аэродромы, если этого не произойдет. Берлускони говорит, что когда такой операцией руководит триумвират из США, Британии и Франции, это есть нечто анахроническое, и необходимо привести все в соответствие с демократическими нормами современности.
Франция Саркози - против НАТО. Французский президент публично говорит, что НАТО запятнала себя прошлыми операциями в Афганистане, и блок воспринимают как полицейского. И поэтому Париж – за некую новую международную коалицию с участием арабских стран и Францией в руководстве. Николя Саркози предстоят в следующем году выборы. Сегодня его популярность упала ниже популярности главы радикального Национального фронта Марин Ле Пен. Сарко нужна большая победа любой ценой и обязательно при личном участии. В НАТО же у него (он вернул Францию в военную структуру блока только в 2009-м) нет никакой репутации и авторитета.
"Друг Барак" всеми силами хочет скинуть "ливийскую обузу" или часть ее на Европу все по той же причине – выборы 2012-го года. Только тут все наоборот. Обаме нужна экономическая, а не военная победа. Американцы уже устали от войн в Ираке и Афганистане и будут делать выбор по внутренним, а не внешним президентским достижениям. Они ждут от Обамы не новых войн, а новых успехов в экономике.
Но пока добро на участие НАТО не дает Турция, единственная мусульманская страна блока. А в НАТО все решения принимаются на основе консенсуса. Турки не "против категорически". Но они требуют, чтобы задачи операции и коалиции было четко сформулированы. "НАТО, - заявил премьер-министр Турции Эрдоган, - должно войти в Ливию только для того, чтобы подтвердить, что Ливия принадлежит ливийцам, а не с тем, чтобы начать распределять между кем-то ее ресурсы и богатства".
Турки, признают французские и британские дипломаты, были сильно обижены тем, что их не пригласили на саммит Лондон-Париж-Вашингтон во Франции 18 марта, где было решено начать "оформление" запретной воздушной зоны вокруг Ливии. У них в эту страну вложено 15 млрд инвестиций. Так что недовольство Анкары можно понять.
Прорабатывается сейчас и третий вариант. Это некое подобие международной коалиции под командованием Франции или Британии. Этот вариант для Парижа – самый предпочтительный. Речь идет о коалиции типа иракской, с участием более 40 стран, включая такую экзотику как, скажем, Казахстан, Молдавия, Белоруссия, Тонга, Украина, Грузия.
Вопрос о том, кто в Ливии будет дирижер, должен решиться в течение недели, или чуть более того. Долго тянуть нельзя.
Ливийское урегулирование вслепую
Самая большая проблема всей затеянной кампании не в том, кто будет ей руководить, а в том, что у нее нет никаких четких политических ориентиров.
Только очень наивный может полагать, что защита населения – главная цель антиливийской коалиции. Никто в ней не скрывает, что Каддафи должен уйти. Только одни менее "скромны", чем другие. Лондон, к примеру, прямо говорит, что Каддафи может стать "законной целью".
Никто не знает, куда двигаться после бомбежек, что делать с оппозицией, наконец, кто она, эта оппозиция, кто встанет у руководства Ливии после Каддафи? Ни у кого нет никакой уверенности в том, что эта оппозиция не превратится в мародерствующие орды.
А противостоящие Каддафи силы уже воспринимают самолеты коалиции как некое подобие своих "частных ВВС" и готовятся начать наступление на запад и даже на Триполи.
Всех без исключения западных экспертов бросает в дрожь от одной мысли о том, что может произойти, если эти отряды полумахновцев, полупартизан, полубунтарей, полуразбойников Али-Бабы все-таки дойдут до Триполи и займут город. Здесь может начаться такой грабеж и резня, для которых придется организовывать уже полное наземное вмешательство войск НАТО или миротворцев ООН.
Пока не исключают и еще одного, четвертого варианта развития событий. Принятие ООН резолюции о том, что действия Каддафи угрожают миру и безопасности во всем мире. Тогда в Ливию на полных основаниях можно будет вводить миротворческие контингенты ООН. Дело за малым – получить такую угрозу со стороны Муаммара. Пока он таких оснований не дает.
Он, вообще, дает все меньше оснований для вторжения. Почти 42 года у власти, естественно, способны испортить характер любого правителя. Но не обязательно сделать его сумасшедшим. Муаммар не совсем адекватен. Но, судя по тому, что делает сейчас Каддафи (объявление о прекращении огня, слова о том, что на самом деле речь идет о захвате контроля над ливийской нефтью, агрессии против суверенного государства, поддержке бунта ультра) на его способности "собираться" в момент опасности это не сказалось.
Но уходить Каддафи надо и как можно быстрее. Это понимают все к северу от Ливии, потому что если он останется, то зачем, собственно, все это затевалось? Тут уж полетят многие политики на западе. Расколотая Ливия – это как раскрытый ящик Пандоры. Это цены на нефть и газ, идущие вверх, это десятки тысяч нелегалов на берегах Франции, Италии, Испании, Мальты, Греции. Это истощение финансовых ресурсов, озлобление арабского общественного мнения. У всех политиков на Западе одна и та же сокровенная мысль: лучше бы Каддафи ушел быстро и в никуда. Только вот как?
Зря все-таки назвали операцию именем бродяги Одиссея.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции