Во вторую неделю (второе воскресенье) Великого Поста Русская Православная Церковь совершает память Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, и говорит верующим о тайне Света, к которому они должны приобщиться, если хотят увидеть Воскресение Христово. В 2011 году день памяти Григория Паламы выпадает на 20 марта.
Святитель Григория Палама, архиепископ Фесалонийский - один из самых почитаемых учителей Церкви. Великий подвижник горы Афон, он известен как защитник Православия и обличитель ереси Варлаама, калабрийского монаха, который отвергал православное учение о благодатном свете.
Григорий Палама учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих Своим благодатным Светом. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
Свт. Григорий Палама, принадлежащий к числу последних византийских богословов, жил в конце XIII - начале XIV века. О нем известно сравнительно немного. Известно, что он был сыном знатных родителей, проживавших в Константинополе и, благодаря родителям, получил очень хорошее и разностороннее образование, но государственной службой или ученой карьерой не увлекся, а удалился на св. Гору Афон, где жил долгое время в уединении и безмолвии.
Григорий Палама был одним из основателей исихазма, мистического учения о слияния человека с Богом. По его учению, человек, который достиг совершенства в любви, возлюбив Бога без всякого эгоизма и корысти, может посредством молитвы приобщиться к Божественной энергии, то есть живой и повсеместно действующей благодати Бога, и возвыситься до самого Бога, увидев воочию Свет Его предвечной Славы - обожиться.
Когда святитель Григорий жил на Афоне, в Церкви появились люди, которые обвиняли афонских иноков в ложном учении о молитве. Предводитель этих хулителей Варлаам Калабрийский и его единомышленники с издевкой называли Григория Паламу и братию афонских монастырей "исихастами". Слово "исихазм" происходит от греческого "исихия" -; молчание, так как для достижения необходимого состояния духа исихасты практиковали длительную, уединенную "умную" молитву. То есть "в уме", без слов молились, особо предпочитая Иисусову молитву: "Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!"
Именно это наименование - исихасты, но уже не издевательское, а благоговейное и почтительное, и закрепилось за сторонниками афонского учения о молитве и духовной жизни христианина. Сам св. Григорий обличал неправоту Варлаама и полное согласие афонского учения со Священным Писанием и Преданием Церкви, что отразилось в его главном труде "Триады в защиту священно безмолвствующих".
Опыт исихастов - это прежде всего монастырский опыт.
В Греции исихазм сохранился на Афоне. Есть греческий монастырь молчальников св. Георгия Хозевита в Иудейской пустыне. На Руси последователем исихазма был Сергий Радонежский. Лучшие подвижники православного мира Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский и Амвросий Оптинский мыслили и чувствовали во многом так же, как и святитель Григорий Палама, который верил в то, что человек может взойти к Богу, верил в то, что человек не должен смиряться с собственным несовершенством, а должен преодолевать его.
Святитель Григорий Фессалоникийский и его последователи учили, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный.
Святитель Григорий Палама утверждал, что Сам Бог являет Себя миру и человеку в Своих энергиях; что энергии Бога - это не одно из Его творений, а это Он Сам, обращенный к Своему творению. Слава Божия - ослепительный Свет, который видели Апостолы на горе Фавор.
Григорий Палама пережил гонения за свое учение о фаворском Свете, но затем оно было признано истинно православным, а Григорий Палама через семь лет после смерти был канонизирован.
Св. Григорий Палама закончил свою жизнь около 1360 года в сане архиепископа города Салоники, прославившись даром исцелений и разнообразными чудесами.
Прославление Григория Паламы во второе воскресенье Великого поста побуждает верующих к духовной сосредоточенности, к собранности и озарению благодатным светом.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников