МОСКВА, 18 мар - РИА Новости. В основной проект 54-й Венецианской биеннале современного искусства под названием ILLUMInations вошли произведения 82 художников, в том числе венецианца Тинторетто и некоторых менее известных авторов ушедших эпох, рассказала на пресс-конференции в Москве в пятницу его куратор Биче Куригер (Bice Curiger).
Свой проект она назвала ILLUMInations (контаминация из двух английских слов, означающих "просвещение", "освещение" и "нации", "народности"), поскольку считает, что Биеннале - одна из важнейших в мире площадок для распространения и "освещения" новых художественных тенденций.
"Я планирую включить в экспозицию три картины Тинторетто - он потрясающе созвучен с темой основного проекта, это художник света, и свет у него потрясающий: лихорадочный, экстатичный", - сообщила Куригер.
Как она объяснила РИА Новости, какие именно полотна мастера станут частью биеннале, публика узнает лишь после открытия - "иначе журналисты все сфотографируют заранее, а хочется, чтобы это был сюрприз". Ясно лишь, что шедевры возьмут из музеев и церквей самой Венеции, а расположатся они в центральном павильоне - там, где раньше устраивалась национальная итальянская экспозиция. Павильон Италии отныне будет находиться на территории Арсенала.
Из 82 участников основного проекта 32 художника - не старше 1975 года рождения. В том числе - и москвичка Анна Титова, единственный в этом году участник главной выставки из России. Куригер рассказала, что в декабре прошлого года приезжала в Москву, посмотрела работы нескольких художников, и в итоге выбрала ее, потому что "голос Титовой показался новым".
"Я убеждена, что биеннале - превосходная площадка для того чтобы, возможно, впервые, предоставить молодым авторам шанс встретиться с глобальной аудиторией", - подчеркнула куратор.
Вместе с тем она чувствует себя обязанной воскресить "забытых, недостаточно известных, аутсайдеров", введя их в новый конктекст. Среди таких художников есть, например, эфиопский маг Гедевон (Gedewon (1939-1995): его рисунки, выполненные карандашом и шариковой ручкой, напомнили Куригер иллюстрированные средневековые манускрипты (по-английски они называются illuminated manuscritps).
"На биеннале обычно съезжается очень понимающая, открытая ко всему публика, и уровень дискуссии получается крайне высоким. В этом вся прелесть такой работы: в музеях волей-неволей приходится идти на компромиссы, проявлять некий популизм. На биеннале же публика доверяет тебе, а ты доверяешь публике, и все понимают, что речь пойдет о радикальном современном искусстве", - призналась Куригер.
Среди придуманных ей радикальных новшеств - так называемые парапавильоны (parapavilions), своего рода архитектурные скульптуры, цель которых - создать более интенсивный диалог между непохожими друг на друга произведениями искусства. К примеру, китайский художник Сонг-Донг (Song Dong) собирается воспроизвести деревенский дом с голубятней, в котором живут его родители, внутри же расположатся достаточно радикальные проекты европейских художников. Франц Вест (Franz West) решил соорудить на территории садов Джардини (Giardini) вывернутую наизнанку версию собственной кухни: на наружных стенах будут висеть рисунки, записки и фотографии, которые Вест ежедневно наблюдает у себя дома в Вене.
Помимо основного проекта, на биеннале, которая пройдет с 4 июня по 27 ноября, свои национальные выставки устраивают 88 стран. В павильоне России влиятельный международный теоретик и куратор Борис Гройс представит выставку "Пустые зоны. Андрей Монастырский и группа "Коллективные действия".