Рейтинг@Mail.ru
Трагедия в Японии, смерть Виталия Вульфа и кризис "Русского Букера" - РИА Новости, 18.03.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Трагедия в Японии, смерть Виталия Вульфа и кризис "Русского Букера"

Читать ria.ru в
Главной темой на протяжении всей недели оставалась катастрофа в Японии. Последствия цунами затмили и кончину Виталия Вульфа, и возвращение арт-группы "Война" в шорт-лист премии "Инновация", и даже кризис литературной премии "Русский Букер".

МОСКВА, 18 мар - РИА Новости. Главной темой на протяжении всей недели оставалась катастрофа в Японии: на нее приходилось реагировать не только атомщикам и сотрудникам мировых МЧС, но еще и кинопрокатчикам, циркачам и музыкантам. Последствия цунами затмили и кончину самого известного телевизионного театроведа Виталия Вульфа, и возвращение арт-группы "Война" в шорт-лист премии "Инновация", и разбухание ремонтного бюджета Большого зала Консерватории, и переезд ЦСК "Гараж" на берега Москва-реки, и даже кризис в "Русском Букере", которому не удается найти на новый сезон спонсора.

Спасайся, кто может

События в Японии настолько напоминали апокалиптический блокбастер, что собственно блокбастеры совестливые прокатчики начали отзывать за неуместностью: такая судьба постигла "Потустороннее" Клинта Иствуда, где все начинается с цунами, и мега-успешную китайскую драму, где речь идет о Таньшанском землетрясении. Заодно отменили и половину киносеансов: в стране перебои с электричеством. И ладно бы только киносеансы - перенесли даже запуск iPad второго поколения и ярмарку комиксов аниме. Единственное кинособытие, которое все-таки решили провести в срок - это фестиваль национальных комедий на Окинаве: организаторы заявили, что вся выручка пойдет на помощь бедствующим.

О том, как бы не остаться безучастными свидетелями катастрофы, задумывались многие. Блогеры постили у себя на страничках журавликов из оригами, как после Хиросимы; Сандра Баллок перечислила миллион долларов; "Машина времени" собралась дать в Москве благотворительный концерт; Зураб Церетели, еле сдерживая слезы, принялся рисовать эскизы памятника.

Между тем некоторых артистов землетрясение застигло непосредственно в Японии. Оркестр Флорентийского музыкального мая - 300 человек во главе со звездным дирижером Зубином Метой, которые, между прочим, уже в начале апреля должны оказаться в Москве - вывозили специальными чартерами, за счет области Тоскана. Цирк Никулина, до самого последнего момента надеявшийся продолжить гастроли, все же испугался радиации и решил вернуться в Москву - правда, без животных и без приставленных к ним служителей.

Медиум театра и друг великих

Очередная потеря в театральном и телевизионном мире произошла в воскресенье, 13 марта: не стало Виталия Вульфа, театроведа, блестящего рассказчика и автора цикла передача о звездах и знаменитых деятелях культуры и политики. Несмотря на свой преклонный возраст, - 80 лет - он до последнего дня живо интересовался событиями театрального мира, посещал премьеры и открывал широкой публике забытые имена. Коллеги и друзья отмечали его невероятный интеллект, а также умение рассказать о великих людях так, что у каждого слушателя оставалось ощущение близости с сильными мира сего. Вдобавок, именно благодаря Вульфу великий американский драматург Теннеси Уильямс заговорил по-русски, а его произведения прочно вошли в репертуар российских театров.

Прощание и похороны состоялись в среду; проводить в последний путь великого рассказчика пришли друзья - ведущий танцор Большого театра Николай Цискаридзе, назвавший общение с Вульфом "моими университетами", актриса Ирина Мирошниченко, артист Леонид Ярмольник, генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев, заместитель директора телеканала "Россия" Александр Любимов и другие. Похоронен Виталий Вульф на Троекуровском кладбище в Москве.

В консерватории что-нибудь подправить

Реконструкция Большого зала Московской консерватории подходит к концу: во вторник ректор и проректор учебного заведения по хозяйственной части предъявили публике результат трудов и в очередной раз заверили, что зал непременно откроется 1 июня, еще до начала конкурса имени Чайковского.

Правда, оказалось, что он "заработает с учетом тех работ, которые останется выполнить". Переводя с бюрократического на русский: акустика, мебель и вентиляция в зале будут, с кондиционером и обогревом придется подождать до 2012 года. Тем более, что деньги кончились, зато "появился очень большой объем работ, которые раньше не были предусмотрены", и теперь нужно еще два миллиарда рублей. Итого, ремонтный бюджет (2,8 миллиарда рублей) должен вырасти почти вдвое. Когда правительство сможет найти эти деньги и откуда они возьмутся - пока неизвестно.

Зато ясно, что председатель оргкомитета конкурса Чайковского Валерий Гергиев проявил изрядную дальновидность, перетащив половину музыкального смотра в свой родной Петербург.

Ничья "Войны" и "Инновации"

История с исключением арт-группы "Война" из шорт-листа госпремии "Инновация" совершила полный круг: стороны вернулись на исходные позиции. Акция радикальных художников осталась в списке номинантов и будет представлена на выставке.

Между началом скандала 11 февраля и его концом 17 марта вкратце произошло следующее: артсообщество возмутилось и предложило бойкотировать премию; ГЦСИ прекратил общаться с прессой и перешел на обмен письменными заявлениями на сайте; авторы акции, Олег Воротников и Леонид Николаев, вышли из тюрьмы и тут же заявили, что не собираются ни отрекаться от премии, ни соглашаться на нее. ГЦСИ пошел на крайние меры и попросил помощи у оргкомитета премии под председательством министра культуры Александра Авдеева, на что получил внятный ответ, а точнее совет: разбирайтесь сами. А завершающим аккордом стало письмо членов жюри премии к ГЦСИ: влиятельные эксперты и кураторы заявили, что выбирать победителя будут только по первоначальному списку, где была акция "Член в плену у КГБ" - и никак иначе.

Ждать осталось недолго: 28 марта откроется выставка "Инновации", победителей назовут 7 апреля. Тут-то мы и выясним, насколько сильно у нас протестное голосование.

Тяжкий крест

На сайте "Русского Букера" в четверг появилось тревожное объявление: не можем найти спонсора, открытие нового сезона откладывается.

Прошлый сезон - последний из пяти, проведенных при поддержке компании BP - завершился скандалом: премию дали "Цветочному кресту" Елены Колядиной, эротической стилизации под XVII век, которую одни критики сочли чрезвычайно забавной интеллектуальной игрой, а другие - безграмотным позором (ровно в тот день, когда общественность узнала о проблемах "Букера" со спонсором, прошлогоднему лауреату присудили премию "Абзац" - за худшую русскоязычную книгу).

Победители прошлых лет, впрочем, за русский "Букер" не волнуются: "Это просто такое стечение обстоятельств. Знаете, как с автобусами - то ни одного нет, а то идут друг за другом. Так что подождем автобуса", - сказала награжденная в 2006 году Ольга Славникова.

Новое место силы

В четверг, наконец, появилась ясность в истории с переездом центром современного искусства "Гараж": срок аренды мельниковского здания на улице Образцова в конце года истекает, и в арт-тусовке давно уже тыкали пальцами в карту, придумывая для центра Даши Жуковой новое место дислокации: то Бадаевские склады у гостиницы "Украина", то окрестности ЦДХ, то вообще Новая Голландия в Петербурге. В итоге оказалось, что Новая Голландия - отдельный сюжет, а "Гараж" перебирается в парк культуры и отдыха имени Горького, в "Шестигранник" Жолтовского. Благо, сам ЦПКиО достался в управление ближайшему сотруднику Романа Абрамовича - Сергею Капкову, который собирается расчищать территорию, реконструировать недвижимость и придумывать способы, как заставить дряхлеющий парк приносить доход. В общем, "Гараж" явно придется к месту. Кстати, превращаться по случаю переезда в "Павильон" или "Шестигранник" центр не станет - Жукова уверена, что прежнее название уже превратилось в международный бренд.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала