Рейтинг@Mail.ru
Вбит девятый гвоздь сезона - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вбит девятый гвоздь сезона

Читать ria.ru в
Дзен
В начале этой недели Союз Театральных деятелей в Центре на Страстном вручал в девятый раз свою премию "Гвоздь сезона": семь московских спектаклей получили семь "малых" хрустальных гвоздей.

Ольга Галахова театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера" специально для РИА Новости.

В начале этой недели Союз Театральных деятелей в Центре на Страстном вручал в девятый раз свою премию "Гвоздь сезона": семь московских спектаклей получили семь "малых" хрустальных гвоздей, а спектакль Театра им. Евг. Вахтангова "Дядя Ваня", поставленный худруком театра Римасом Туминасом, помимо малого гвоздя, получил еще и главный приз, большой хрустальный гвоздь — "За лучший спектакль сезона 2009-2010 гг.".

В большую семерку лучших спектаклей Москвы эксперты этой премии отобрали следующие спектакли: "Триптих" Мастерской Петра Фоменко, режиссер Петр Фоменко; "Медея" МТЮЗа, режиссер Кама Гинкас; "Хелло, Долли" Театра Оперетты, режиссер Сергей Голомазов; "Дворянское гнездо" МХАТа им. А.П. Чехова, режиссер Марина Брусникина; "Wonderland - 80" Театра п/р Олега Табакова, режиссер Константин Богомолов; "Ничья длится мгновение" РАМТа, режиссер Миндаугас Карбаускис; а также "Дядя Ваня" вахтанговцев.

Итак, жюри, возглавляемое председателем СТД РФ Александром Калягиным, сделало свой выбор, определив лучший спектакль сезона. Сама идея премии принадлежит театральному критику Ирине Мягковой, и надо сказать, что ежегодная церемония, к которой СТД относится как к своему любимому детищу, собирает все больше и больше театрального народа. Зал в этот вечер был забит до отказа, хотя вроде бы формат этой премии камерный, у нее нет такого размаха пиара, наружной рекламы, как, к примеру, у "Золотой маски" или Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова.

Нарастающий от года к году успех "Гвоздя сезона" связан с тем, что церемония отдана на откуп двум молодым людям — режиссеру Константину Богомолову и актеру вахтанговского театра Сергею Епишеву, а Костя Богомолов не только ставит саму церемонию, но и пишет к ней остроумнейшие тексты, явно обладая литературным талантом.

На этот раз он и Епишев являли собой еще и блистательный парный конферанс вечера. Зал стонал от хохота, взрываясь аплодисментами.

Старая театральная традиция капустников, которая была так популярна в актерской среде в застой - когда народ оттягивался по полной программе, злободневно откликаясь на события времени - как-то выдохлась в новейшее капиталистическое время и уступила место юмору коммерчески ориентированному. Зачем тратить время на подобные вечера, когда есть "comedy club", stand up comedy на ТВ. Есть "голые и смешные", есть улетное видео по-русски и не по-русски. Однако коммерциализированный современным телевидением юмор практически вытравил сатиру и изгнал ее с ТВ, а тех новых, кто умел это делать или имел способности, растащили на корпоративы и втащили в наш самопальный шоу-бизнес. Да и этих новых людей - способных к веселой злободневности, умеющих "качественно" шутить не с помощью гэгов и реприз, а литературно образованных - не наблюдалось. Брешь заполнялась и заполняется старой гвардией — Александром Ширвиндтом, Михаилом Жванецким.

Смею предположить, что намечается некое обновление этой традиции сатиры и юмора, старого, доброго капустника "Дома актера" времен Александра Моисеевича Эскина, а потом и Маргариты Александровны Эскиной в лице Богомолова и Епишева.

Казалось бы, как можно оторваться на церемонии, вручающей премии лучшим спектаклям Москвы, вполне официальном мероприятии?! Однако можно, поскольку Константин Богомолов - режиссер, он точно переориентирует задачу. Из официального мероприятия он делает мероприятие неофициальное: раз в год мы собираемся для того, чтобы порадоваться, но и чтобы стать неким сообществом. Он вместе с Епишевым как бы ставят свои столбики важных событий на территории московского театра как такового: на этот раз им на зуб попал и Театр им. Вл. Маяковского, и часть критики, ослепленная любовью к немецкому театру, и те, кто является адептами психологического театра.

Сам конферанс стал пародией на все те же телешоу. Два джентльмена вышли на сцену в костюмах цвета беж с розами в петлицах. Лениво перебрасываясь фразами, они хотят сказать нам нечто большее, — они стремятся показать себя, а главное, дать нам понять, что между ними совершенно особые отношения. Закидывая головы, поправляя почти по-женски свои прически, они элегически вспоминают, как их снова призвал Александр Калягин вести церемонию. Однако этот обманчиво безобидный зачин сменился затем сатирой. Сохраняя тональность усталых звезд, зачем-то опустившихся до уровня ведения церемонии, они шаг за шагом высмеивали, и довольно жестко, основные скандалы, прежде всего бунт "маяковской" труппы против своего худрука Сергея Арцибашева.

"Костя, а может быть, Арцибашеву уйти?" - "Куда уйти?" - "Взять и уйти, к примеру, на Винзавод". "Сережа, там два цеха - красного и белого". - "Ему оба подойдут".

"Знаешь, Сережа, а в Театр Маяковского будет назначен Томас Остермайер. Он заявил постановку "Ричарда III"" - "Неужели, а как же Остермайер справится с труппой?" - "А к нему уже пришел директор, попросил отложить репетиции, поскольку у Светланы Немоляевой юбилей. И поэтому сначала выйдет авангардистский спектакль "Старомодная комедия". - "Только он приступил к репетиции Шекспира, как на очереди со свидетельством о рождении стоит артист Кашинцев".

Однако этот сюжет конферанс заканчивает и сочувствием к отвергаемому режиссеру. "А кого все-таки назначат?" - "Некого, снова позовут Арцибашева".

Пересказывать шутки капустника — дело неблагодарное. И все-таки многое после этой церемонии разойдется на пословицы и поговорки, например, аббревиатура РПТ — русский психологический театр. И будут друг другу пересказывать, как Богомолов и Епишев изобразили из себя пародию на целующихся милиционеров, объясняя такую жесть словами, что показали нам театр, к которому нас призывает часть критики.

Увы, но в сегодняшней театральной реальности почти не оказалось места точным оценкам самого сообщества, повязанного то личными, то общественными отношениями. Никто в нем не хочет прямых дискуссий, большинство предпочитает оставаться лояльными и толерантными.
Церемония же "Гвоздя сезона" становится тем местом на карте Москвы, которое начинает собирать тех, кто хочет услышать правду, у кого есть потребность в гамбургском счете. Включая и тех, кто является порой объектом смеха.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала