МОСКВА, 16 мар - РИА Новости. Государство, банки, операторы связи, коммерческие организации и пользователи заинтересованы в развитии рынка мобильных платежей, считают эксперты, участвовавшие в круглом столе, посвященном рынку мобильных платежей в России и прошедшем в РИА Новости в среду.
В ходе круглого стола на тему: "Развитие мобильных платежей в России. Заменят ли мобильные платежи расчеты наличными?" были рассмотрены вопросы о том, превратится ли в будущем мобильный телефон в электронный бумажник, помогут ли мобильные платежи сократить наличный оборот и расширить доступ населения к финансовым услугам, а также вопросы, касающиеся безопасности электронных платежей и их законодательный статус.
Мобильный платеж абонент сотовой сети может совершить при помощи любого мобильного устройства, даже обычного телефона, который доступен каждому. При этом используются средства банковского, либо абонентского счета, либо счета в любой системе электронных денег. В большинстве своем, это небольшие по сумме транзакции, совершаемые в пользу операторов связи или поставщиков коммунальных услуг. Средняя транзакция, осуществляемая через сотовых операторов и не-банковские платежные системы, составляет сейчас 400-700 рублей.
Экономия для банков
Для банков такие небольшие платежи пусть и желательны, но слишком затратны, считает вице-президент Банка Москвы Оксана Смирнова-Крель. "Банки пытаются увести такие платежи в сферу самообслуживания", - сказала на круглом столе Смирнова-Крель, имея в виду, в том числе, и сеть банкоматов.
Однако даже крупный банк уступит любой развитой сети платежных терминалов и федеральному сотовому оператору. Для многих банков внесение наличных возможно лишь в собственных отделениях и в банкоматах, имеющих функцию приема наличных денег. По мнению модератора круглого стола издателя журнала "ПЛАС" и генерального директора компании "Рекон" Александра Гризова, несмотря на опасения, что интересы банков и мобильных операторов могут столкнуться, технологии, связанные с мобильными платежами, будут способствовать развитию услуг там, где нет развитой банковской сети, особенно в регионах.
Смирнова-Крель заявила, что банки будут заинтересованы в сотрудничестве с операторами, если в сервисе мобильного оператора будет найдено разумное сочетание использования средств банковского и абонентского счетов.
Выгода для оператора
Платежные сервисы есть у всех крупнейших мобильных операторов в России. По мнению директора департамента терминальных приложений и мобильной коммерции МТС Дмитрия Трошкина, который также принял участие в круглом столе, у мобильных платежей большое будущее просто потому, что "людям нужно платить, не выходя из дома".
Платежный сервис МТС "Легкий платеж", аналог которого ранее был привязан к банковской карте абонента, с сентября позволяет абонентам оператора платить и со своего мобильного счета. За четыре месяца с момента запуска "Легкого платежа" МТС набрал 1 миллион пользователей, при этом в скором будущем компания намеревается открыть сервис и для абонентов других операторов.
Трошкин признает, что пока эта низкомаржинальная услуга не приносит компании существенной прибыли, но отметил закономерность, согласно которой, пользователи, привязавшие услугу к абонентскому счету, увеличили затраты на базовые для оператора услуги связи на 15-20%.
Свои нынешние доходы от комиссий за платежи МТС не раскрывает (компания берет 10 рублей за любую транзакцию). "МегаФон" и "Вымпелком" также скрывают аналогичные данные. Эксперт на рынке электронной коммерции в феврале в интервью РИА Новости оценил суммарный оборот операторов "большой тройки" на рынке микроплатежей в 2010 году в 6 миллиардов рублей.
К 2013 году МТС планирует увеличить свои комиссионные от мобильных платежей до 14 миллионов долларов. К 2015 году, по прогнозам МТС, операторы "большой тройки" на мобильной коммерции заработают 50 миллионов долларов.
Борьба с объемом наличных денег
Участники круглого стола сошлись во мнении, что взаимовыгодное сотрудничество между операторами и банками будет на руку и коммерческим организациям, для которых мобильный платеж - средство, повышающее доступность услуг компании для своих клиентов. "Мобильный платеж - это идеальное решение", - заявил председатель Ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов.
Государство, которое отвечает за регулирование электронных платежей, также заинтересовано в развитии электронных средств коммерции, так как это снижает оборот наличных денег в стране.
Несмотря на то, что институт банковских карт функционирует в России довольно давно, карты редко используются для совершения платежей. Гризов привел статистику Банка России, согласно которой, в первой половине 2010 года на снятие наличных пришлось 86,3% всех операций с банковскими картами. За первые восемь месяцев 2010 года объем наличных денег в стране увеличился на 7,4%. По словам Гризова, на сентябрь 2009 года в России обращалось 5 триллионов рублей наличными.
Достов отметил, что в России, несмотря на доступность технологий, уровень доступа к финансовым услугам "близок к Африке".
Заместитель директора банковского института Высшей школы экономики Александр Пушко констатировал, что по доступности финансовых услуг Россия занимает сейчас 92 место в мире, при этом в стране существует сильный перекос в использовании таких услуг в сторону Москвы, где совершается 56% всех операций. "Традиционные формы доставки услуг потребителям не могут решить эту проблему: в ряде регионов это экономически нецелесообразно для банков", - сказал Пушко.
По его мнению, развиваться будут и банковские, и мобильные платежные сервисы, но последние будут это делать гораздо интенсивнее.
Регулирование
В России оборот электронных денег еще не регулируется специальным законом - законопроект о национальной платежной системе ожидает принятия в Госдуме. В отсутствие закона действующие де-факто сервисы регулируются разъяснениями Центробанка и подзаконными актами, нет даже определений важнейших понятий в данной сфере.
Как пояснил Достов, в законопроекте о национальной платежной системе мобильные платежи являются разновидностью электронных денег, право оборота которых получат компании со статусом "оператор электронных денег".
Достов и Пушко находят, что законопроект является своего рода компромиссным решением. "Документ не однозначен. Но он определяет правила игры: с ними лучше, чем без них. Думаю, документ будет корректироваться с учетом мнения игроков рынка", - сказал Пушко, который заметил, что проблема регулирования электронных платежей не является исключительно российской и присуща многим странам.
Как отметили участники круглого стола, в существующей версии законопроекта излишне жестким является ограничение суммы ежемесячных неперсонифицированных платежей (без предъявления удостоверения личности) 30 тысячами рублей - этот предел нужно увеличивать, иначе развитие рынка будет сдержано.
Также участники круглого стола высказали мнение о том, что прописанное в законе право плательщика в любой момент отозвать платеж послужит причиной роста злоупотреблений со стороны пользователей. Пользователи не будут обязаны доказывать, что отозванный ими платеж произошел не по их инициативе - доказать обратное должен будет оператор электронных денег.
По мнению Достова, законопроект будет принят в том же виде, в котором существует сейчас, но игроки рынка на начальных этапах его подготовки смогли существенно его улучшить. Как рассказал Достов, из документа, в частности, была исключена норма, согласно которой всем операторам электронных денег (включая сотовых операторов) необходимо было получать статус кредитной организации.
Руководитель проекта NFC Инфокоммуникационного союза России, заместитель председателя Совета директоров банка "Таврический" Иван Кузнецов, объясняя важность рынка мобильных платежей, указал на то, что даже в США, где трудно найти недостатки в развитии банковской системы, около 30 миллионов человек не имеют счетов в банке - это тинэйджеры, эмигранты, а также люди, не пользующиеся услугами банков по идеологическим соображениям. "Мобильные платежи убирают грань между теми, кто пользуется банками и всеми остальными", - сказал Кузнецов.