Сергей Борисов, для РИА Новости.
Россия, несмотря на кризисные 2008-2009 годы, стабильно наращивает экспорт вооружения. По данным главы "Рособоронэкспорта" Анатолия Исайкина, в позапрошлом году, например, мы продали за рубеж оружия на 7,4 млрд долларов, в 2010-м – на 8,6 млрд, а нынешний год, по расчетам ведомства, принесет России и вовсе 9,5 млрд "оружейных" долларов. Да и портфель туго набит заказами – на 38,5 млрд.
Цифры говорят сами за себя, но не отвечают на вопрос, кто выполнит все эти масштабные заказы? Да, оборонно-промышленный комплекс.Но, как считают специалисты, если мировой финансовый кризис отступил, то кризис в российской оборонке стремительно развивается. В частности, по мнению эксперта Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, ОПК сегодня не просто в кризисе, а в какой-то другой, следующей стадии. Комплекс утратил возможность обеспечивать даже собственные вооруженные силы: предприятия до сих пор выпускают еще советское оружие, хотя технологии с тех пор шагнули далеко вперед.
Причина "упадка" до банальности простая – многолетняя нехватка денежных средств по всем фронтам. По данным Центра изучения России и стран Восточной Европы университета Бирмингема, финансирование оборонной промышленности России за последние годы сократилось в 5-10 раз, и даже сейчас, спустя почти 20 лет, российский ОПК получает из бюджета лишь около 40% тех денег, которыми он располагал в 1991 году.
Соответственно сократилось и количество работников, занятых в "оборонке", с 5,5 млн до 1,5 млн человек. Более половины работающих уже достигли пенсионного возраста.
Производственные мощности оборонной промышленности, и без того ограниченные, в последние годы сократились еще больше. Хотя программу по "глобальному" перевооружению армии никто не отменял. Наоборот, масштабы ее существенно возросли. Да и за рубеж оружия требуется все больше. Вот и "лихорадит" ОПК все последнее время.
Как результат, темпы старения военной техники в российской армии намного превышают темпы ее поставок. По информации источника РИА Новости в министерстве обороны, если раньше устаревшее вооружение составляло 65% от общего количества, то сегодня приближается к 70%. В то же время "по науке" боеспособной считается армия, где этот показатель не превышает 40%.
Выход из создавшегося положения очевиден: скорейшая модернизация ОПК. Откуда на нее деньги? Министерство обороны, правда, получит 19 трлн рублей в рамках государственной программы по перевооружению, рассчитанной на 2011- 2020 годы. Комментируя подобный шаг правительства, первый вице-президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков считает, что это минимальная сумма, которая необходима сейчас для поддержания Вооруженных сил на том уровне, чтобы они были способны решать хотя бы ограниченный круг задач по обеспечению военной безопасности России. Но смогут ли использовать предприятия ОПК деньги от Минобороны и зарубежных покупателей не только на непосредственное производство оружия, но и на модернизацию производственной базы?
Происходящее с ОПК негативно сказывается, прежде всего, на качестве выпускаемой продукции.
Даже собственная армия отказывается покупать ее отдельные образцы. Так, первый замминистра обороны Владимир Поповкин еще в апреле прошлого года, выступая на открытии выставки-форума "Армия и общество", заявил, что его ведомство намерено впредь отказаться от закупки вооружения, не соответствующего современным требованиям. И в качестве негативного примера привел боевые машины пехоты БМП-3, бронетранспортеры БТР-80 и ствольную артиллерию с небольшой дальностью стрельбы.
В конце февраля этого года тот же военный чиновник детализировал планы. Как сообщает РИА Новости, во Франции будет закуплено два вертолетоносца класса "Мистраль" и партия экипировки "пехотинец будущего". В Италии – две боевые машины пехоты "Фрецция" и два тяжелых БМ "Центауро" - пока для испытаний. Планируется совместный с Италией выпуск бронетранспортеров "Ивеко". С Израилем предполагается создать совместное предприятие по серийному производству беспилотных летательных аппаратов.
Полностью переходить на иностранную военную технику и вооружение Министерство обороны не собирается. Закупки делаются лишь для того, чтобы ликвидировать отставание отечественного оборонно-промышленного комплекса в ряде областей. Тем не менее, средств на это уйдет прилично: одни только "Мистрали" обойдутся России чуть ли не в 1,5 млрд евро. По мнению Сивкова, выделяемых денег вполне хватило бы для начала процесса переоснащения и возрождения российской "оборонки".
Все больше претензий предъявляется даже к ее экспортной составляющей ОПК. Взять Индию – основного покупателя российского вооружения. Чуть ли не на четыре года мы запаздываем с модернизацией тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" для индийских ВМС.
И модернизация обошлась на сотни миллионов долларов дороже, чем планировалось. Отложили и передачу многоцелевой атомной подводной лодки "Нерпа".
До сих пор остается "на бумаге" и совместный военно-транспортный самолет МТА. А Алжир и вовсе вернул России 15 самолетов МиГ-29СМТ, поставленных в 2006-2007 годах, по причине "наличия бывших в употреблении или низкого качества отдельных узлов и деталей в составе самолетов".
Россия сегодня занимает второе место в мире по экспорту вооружения и военной техники в зарубежные страны, поставляя свою продукцию в 62 государства. Если исходить из сумм реализованных контрактов, то большинство ведущих мировых экспертных центров, среди которых Исследовательская служба Конгресса США, а также Британская национальная организация по обороне и безопасности, отводят нашей стране третье место на мировом оружейном рынке. Первое прочно удерживает США. И превзойти их трудно: каждый год американцы продают оружия примерно на 30 млрд долларов, Россия – лишь на 8,6 млрд в "рекордном" 2010 году. Второе место европейские эксперты отдают обычно своим странам.
Но это сегодня – мы вторые. А что будет завтра, и тем более – послезавтра, если ситуация не изменится к лучшему? По мнению аналитиков, Россия вряд ли сохранит свои позиции на мировом рынке оружия. Не секрет, что сокращаются поставки вооружений в "традиционные" для нас страны – Индию и Китай, на которые приходится до 60% всего экспорта. Эти государства все больше оружия производят сами. К тому же, Россия до сих пор торгует в основном устаревшими моделями и запчастями к ним, практически не разрабатывая новых. Да и главный ее козырь – низкие цены, похоже, уходит в прошлое. Из-за очень быстрого роста внутренних цен на вооружение – ползут вверх и экспортные - конкурентоспособность товара снижается.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции