Эксперты: Россия может сделать выбор в пользу новой системы непрерывного профобразования
Реформа системы профессионального образования должна сопровождаться радикальным обновлением социальной политики, основанной на принципах «равенства людей и равенства их возможностей». Такое мнение высказали участники заседания экспертной группы «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика», состоявшегося в минувшую субботу в НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ). С основными докладами «Профессиональное образование в России: ретроспектива и перспективы», подготовленными в рамках доработки «Стратегии-2020», выступили ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и ректор Московской школы управления (МШУ) «Сколково» Андрей Волков.
«Новая социальная политика должна подчеркивать принципы равенства людей и равенства их возможностей вне зависимости от типов карьер, которые они выбирают – будь-то карьера профессора, чиновника, повара или реставратора мебели. В этом секторе необходимо формировать «лестницу» профессионального признания, начиная от экзаменационных оценок до званий и наград», - сказал Я.Кузьминов. По его словам, эта «система четко различимых сигналов признания» должна распространяться на специалистов любой категории, в том числе на представителей креативного класса и квалифицированных исполнителей.
Вызовы
В то же время ректор ВШЭ сообщил о вызовах, которые стоят перед системой профессионального образования. Первым из них он назвал высокий коэффициент охвата населения высшим образованием, рассчитываемый как частное от деления численности поступающих в вузы к численности молодежи в возрасте до 17 лет. Онсейчас достигает 90%. Рынку труда не требуется столько специалистов с вузовскими дипломами, поэтому такая ситуация в сфере образования нуждается в корректировке «с точки зрения прекращения напрасных затрат ресурсов», считает Я.Кузьминов.
Вместе с тем он признал, что высшее образование в России стало базовой социальной потребностью. «Более 85% семей предпочитает, чтобы их дети получили высшее образование. Причем, 45% семей готовы нести серьезные денежные затраты – от 50 до 150 тысяч рублей в год», - уточнил Я.Кузьминов.
Еще один серьезный вызов – низкое качество профессиональной квалификации. Значительная часть студентов российских вузов не готова к освоению сложных профессиональных квалификаций, утверждает ректор Высшей школы экономики. Низкие «профессиональные компетенции» выпускников институтов и университетов он объяснил, в частности, их трудовой деятельностью во время учебы. Так, в среднем 30% студентов 2-3 курсов дневного обучения имеют постоянную работу, еще 30% - временную.
До 70% студентов, по оценке ректора Высшей школы экономики, предпочитают не учиться, а делать карьеру вне пределов университетов. «Фактически мы наблюдаем возвращение к доуниверситетскому типу карьеры XIX века, когда главным элементом карьеры являлся опыт или стаж работы. То есть элементы образования из карьерного бренда сейчас фактически ушли», - отметил Я.Кузьминов. В число проблем профессионального образования он также включил дефицит квалифицированных преподавателей.
Третий путь
В свою очередь, Андрей Волков обратил внимание на «мировую неудовлетворенность» работой сектора профессионального образования. Он напомнил, что лидеры «большой восьмерки» и «большой двадцатки» оценивают состояние этой системы как кризисное. Поэтому развитые страны, сказал А.Волков, начали использовать систему непрерывного индивидуального образования, которая продолжается на протяжении всей жизни.
Он уверен, что при реформировании профобразования не следует возвращаться к советской системе или копировать западные модели. «В реформе образования мы обречены на поиск третьего пути», - убежден ректор школы «Сколково».
При реформировании системы, как заявил заместитель министра образования и науки Алексей Пономарев, следует «стыковать» подготовку студентов вузов с рыночным спросом на тех или иных специалистов. Кроме того, система профессионального образования должна учитывать структурные изменения в экономике и состояние корпоративного развития.
Исторический шанс
Подводя итоги дискуссии, авторы докладов заявили о достаточно хороших перспективах развития образовательного сектора. «У нас система профобразования – самая проблемная из всех развитых стран, она в наибольшей степени расходится с состоянием нашей экономики, - сказал Я.Кузьминов. - Но эта ситуация – серьезный фактор мотивации для изменения ситуации к лучшему».
«Наша страна перешла к массовому высшему образованию, и это следует воспринимать как позитивный исторический шанс для построения над общим массовым высшим образованием настоящего высшего образования», - отметил ректор школы «Сколково». По его мнению, «создание федеральных и национальных исследовательских университетов – это явная попытка зафиксировать такое образование».