Петер Ноевер, четверть века возглавлявший венский Музей прикладного искусства (МАК), сделавший из коллекции стульев первоклассный арт-аттракцион и покинувший свой пост буквально на днях, рассказал РИА Новости, зачем он придумал для московского Музея архитектуры выставку "Австрия, давай!", почему музеи в целом вредны для развития искусства и чем он займется после своей вынужденной отставки. Беседовала Светлана Янкина.
- Подзаголовок выставки в МУАРе - "Австрийское искусство сегодня". Что Вы собираетесь показать нам?
- Название выставки - это всегда игра, оно само по себе уже контекст проекта. Надо учитывать, что это не ретроспектива одного художника, а групповая выставка, которая показывает, что интересного с точки зрения современного искусства происходит в Австрии. Всегда существует множество направлений и мнений, но, объединенные здесь, они демонстрируют единый срез, который вы можете увидеть и понять.
- Сколько художников участвует в выставке?
- Восемнадцать. Здесь не только художники, но и архитекторы, и дизайнеры. Меня совершенно не интересует заранее сформированный облик искусства, который ты просто отправляешь по миру на разные выставки. Поэтому мы пригласили авторов при условии, что они сделают проекты специально для "Австрия, давай!" и у нас появится шанс увидеть их в развитии. Большинство из них к тому времени уже начали работать над чем-то новым, и теперь получается так, что премьера их работ состоится в России. Проект не завершен до конца, авторы по-прежнему работают над своими произведениями, и для нас это в равной степени и любопытно, и трудно.
- Как вы думаете, как здесь встретят австрийское современное искусство?
- Это не простая экспозиция, а многослойная. Это - эксперимент, когда ты смотришь на произведение, получаешь о нем информацию и размышляешь. Причем надо думать с нескольких точек зрения одновременно, это особый путь размышлений. Думаю, российская аудитория к нему готова.
- Как сочетаются современное искусство и старинный особняк?
- Музей архитектуры - очень необычный музей, и не только из-за его истории: у нас всегда абсолютно сумасшедшие, нестандартные проекты. Что касается здания, то у него сенсационная архитектура - вам больше ничего и не надо. Это пространство - роскошь для любого художника, который там демонстрируется. Когда даже иголку в стену воткнуть нельзя, чтобы изменить пространство, можно сконцентрироваться на самом художнике и его проекте. К тому же здесь ощущаешь прошедшие эпохи.
- Как эта экспозиция связана с выставкой "Россия, давай! Из лабораторий свободного искусства", которая в 2002-03 годах была показана в Берлине, Вене и России?
- В целом, у этих выставок одна идея: нынешняя стала продолжением предыдущей. Тогда было интересно показать, что с точки зрения искусства происходит не только в Москве, но и во всей России. Важно, что были представлены некоторые художники, у которых не было особого опыта, но сейчас они известны и успешны.
- Вы собирались оставаться на посту директора МАК до конца 2011 года, пока не истечет срок контракта, но теперь решили уйти досрочно. Если ли уже планы на будущее?
- Я был директором музея 25 лет и не хочу больше тратить время на административную работу. Я чувствую, что у меня еще есть потенциал - и я хотел бы заняться чем-нибудь таким, чего раньше не делал. Не исключено даже, что не в Вене, а в каком-нибудь другом месте. Возможно, я куда-нибудь перееду на несколько лет, но пока конкретно ничего не ясно. Но мне хотелось бы работать с художниками будущего, у которых есть потенциал и амбиции, с теми, кто не боится трудностей. Я не думаю, что ими будут заниматься музеи, а мне интересно делать то, в чем я до конца не уверен или в чем пока не разбираюсь.
- Нынешняя система разочаровала?
- То, как работают художественные институции в наши дни - это очень скучно: все делают одни и те же, более-менее одинаковые выставки. Если вы хотите быть наверху арт-системы, то должны действовать по стандартной схеме; все боятся рисковать. У меня же было по-другому - и меня это не сильно заботило. В определенной степени из-за этого возникает много проблем, но моя позиция - быть в движении. Я не против кураторов, я против того, чтобы кураторы занимались административной работой, тогда сложнее найти и открыть хороших художников. Я все еще верю в то, что арт-институции должны меняться радикально. Не стоит думать только о том, как сделать успешную выставку минимум для 200 тысяч зрителей. Когда вы беретесь за то, о чем никто еще толком не знает, прийти посмотреть на это могут 10 человек. Но потом это станет главным в искусстве.
- Можно ли рассчитывать на новые проекты для России?
- Я был бы счастлив сделать что-то еще, потому что помню еще СССР и думаю, что Москва очень изменилась и выглядит по-другому. Это город, который пытается сделать что-то новое, и мне это близко.