ВЛАДИВОСТОК, 15 мар - РИА Новости. Жители российского Дальнего Востока после мощного землетрясения и цунами отказываются от покупки подержанных автомобилей в Японии через интернет-аукционы, опасаясь "утопленников" и зараженных радиацией машин, сообщают РИА Новости представители компаний, занимающихся покупкой и доставкой японской техники.
Землетрясение магнитудой 9,0 произошло в Японии 11 марта, оно вызвало цунами высотой более десяти метров. На японских АЭС "Фукусима-1" и "Фукусима-2" после землетрясения был введен режим ЧС из-за выхода из строя систем охлаждения. 12 марта на "Фукусима-1" произошел взрыв. Была объявлена эвакуация в радиусе 20 километров вокруг АЭС. В понедельник взрыв произошел на третьем энергоблоке этой же станции. Во вторник взрыв произошел на втором реакторе аварийной японской АЭС "Фукусима-1". Позднее во вторник правительство Японии сообщило о пожаре на четвертом блоке АЭС.
По словам руководителя Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерия Кистанова, "львиная доля" японского экспорта в РФ приходится на транспортные средства, преимущественно легковые автомобили. Землетрясение и его последствия вызвали серьезные проблемы в японском автопроме - предприятия, в том числе по производству комплектующих, в массовом порядке закрываются, а запасов на складах благодаря традиционной японской расчетливости не создавалось, поэтому в 2011 году поставки автомобилей из Японии резко сократятся.
Интернет-аукционы приостановили работу
Российские компании, занимающиеся поставкой подержанных японских автомобилей , приобретенных на интернет-аукционах, сообщают, что некоторые японские партнеры приостановили работу из-за стихийного бедствия, а российские покупатели сейчас предпочитают не рисковать и откладывают приобретение автомобиля.
"Те, кто уже заказал технику, сейчас звонят, переживают, как дойдет груз. Те, кто собирались купить машину, сейчас от покупки воздерживаются", - сообщил РИА Новости представитель компании "Джапан моторс".
"У нас был крупный поставщик, его просто смыло. Сотрудники компании, у нас там четверо представителей, не пострадали", - сказал он.
На сайте компании Hotcar.ru сообщается, что в связи с землетрясениями и цунами в Японии автомобили и другие товары, приобретенные через компанию, не пострадали. Отправка ожидается в плановом режиме.
По словам представителя компании "Аркон авто", часть интернет-аукционов Японии приостановили работу, но обещают наладить ее в ближайшее время.
"Процентов 20% от общего числа аукционов, с которыми мы сотрудничали, пока не работают. Предложений по некоторым позициям стало меньше, соответственно, меньше стало и заказов", - добавил он, отметив, что в Приморский край большая часть автомобилей ввозится из Фусики, Тоямы, которые не попали в зону стихийного бедствия.
Ежегодно из Японии на Дальний Восток ввозят десятки тысяч автомобилей. Только Владивостокская таможня в 2010 году оформила более 73 тысяч автомобилей, импортированных из Японии и Южной Кореи.
Автомобили-"утопленники" не заполнят Россию
Опрошенные РИА Новости представители компаний считают, что россиянам не стоит опасаться "нашествия" автомобилей - "утоплеников" - пострадавших от цунами.
"Те машины, что пострадали от цунами, попадут в утилизацию, а убытки владельцев покроет страховка. Наплыва машин-"утопленников" опасаться не стоит. Кроме того, такие машины редко продаются через интернет-аукционы, в основном, их продают на специальных автостоянках. В этом случае все зависит от честности продавца", - сказал представитель "Джапан моторс".
Надеяться на честность продавца придеься и при покупке запчастей - те, кому важнее репутация и постоянные клиенты, не будут брать "в разбор" пострадавшие от цунами автомобили.
На автомобильных форумах сейчас активно обсуждается тема возможного ввоза на Дальний Восток таких автомобилей.
"Вдруг в этих машинах кто-нибудь погиб? Или они вообще радиоактивные!!! ", - опасается один из пользователей.
Цены будут расти?
Цены на авторынках Приморья на подержанные иномарки уже поднимаются, некоторые продавцы прибавили к стоимости одного автомобиля по 30-40 тысяч рублей, объясняя это возможным дефицитом подержанных японских автомобилей из-за стихийного бедствия. Некоторые опасаются, что ввоз японских иномарок могут приостановить из-за угрозы радиоактивного загрязнения.
"Цены начали расти еще до землетрясения, думаю, в ближайшее время на рынке будет затишье, предложений станет меньше, а затем цены на иномарки будут повышаться", - полагает представитель "Джапан моторс".
Пользователи автофорумов расходятся в прогнозах. Некоторые считают, что если "не хватать машины по конской цене", то роста цен не будет, а "те машины, что уже ввезены в Россию, так и будут продаваться по своим ценам".
Если сотни машин побывали под водой, значит, в продаже их станет много, цена, соответственно, тоже упадет, полагает другой пользователь.