7 февраля 1992 г. в России был принят федеральный закон "О защите прав потребителей", закрепивший потребительские права граждан, а также права и обязанности организаций, торгующих или оказывающих услуги, по защите прав потребителей. Основные права потребителей, прописанные в законе, – право на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, право получение информации о товаре и его изготовителе, а также право на государственную защиту интересов потребителя.
В настоящее время законодательство о защите прав потребителей включает целую группу нормативных актов и постановлений.
Контроль выполнения законодательства осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор. Ее территориальные подразделения, наделенные жесткими контрольно-надзорными функциями, расположены почти во всех субъектах Федерации, а также во всех бывших административных районах, средних и крупных городах.