Иннокентий Адясов, член экспертно-аналитического Совета при Комитете по делам СНГ Государственной Думы, специально для РИА Новости.
Нынешняя неделя обещает стать крайне насыщенной для дальнейшего развития интеграционных объединений в рамках ЕврАзЭС.
Конкретные аспекты функционирования Таможенного союза обсуждаются на заседании Комиссии ТС 14 марта в Минске. "Будет рассмотрен вопрос окончательного переноса всех видов контроля, в том числе транспортного, с внутренних границ между государствами - членами Таможенного союза на внешний контур", - отметил заместитель министра экономики Белоруссии Антон Кудасов.
А 15 марта состоится Межгосударственный совет ЕврАзЭС, повестка которого будет посвящена мерам по формированию Единого экономического пространства – объединения с более высокой степенью интеграции по сравнению с Таможенным союзом.
Как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, c 1 января 2012 года заработает Единое экономическое пространство, называемое Евразийским союзом. Времени для выработки конкретных механизмов интеграции в рамках ЕврАзЭС остается мало, и страны-участницы Таможенного союза и ЕЭП (Россия, Белоруссия и Казахстан) прилагают все усилия, чтобы успеть в установленный срок.
ЕЭП сейчас, говоря образно, нащупывает контуры "совместного проживания" трех стран, стремясь заключить свой "Римский договор", который в свое время, как известно, заложил основы реальной экономической интеграции в Европе.
Эксперты давно отмечали, что отсутствие единой нормативной базы Таможенного союза и ЕЭП тормозят интеграционные процессы в ЕврАзЭС. Возможно, в ходе предстоящих заседаний будут приняты решения по объединению норм двух интеграционных проектов. По словам того же Антона Кудасова, "в одном документе можно будет увидеть ответы на все интересующие вопросы, а не изучать 17 соглашений по ЕЭП плюс документы Таможенного союза".
Стоит добавить, что и тема присоединения России, Казахстана, Белоруссии к ВТО становится традиционной на таких встречах. В 2010 году могло сложиться впечатление, что вопрос присоединения к Всемирной торговой организации более важен для России, чем развитие Таможенного союза и формирование ЕЭП. Такая неопределенность подходов Москвы могла дать неправильный сигнал нашим партнерам по интеграционным проектам ЕврАзЭС.
Но в начале марта 2011 года Игорь Шувалов внес ясность - "Россия определилась: мы исходим из того, что создание Таможенного союза и Единого экономического пространства является для нас сейчас базовой ценностью".
С начала 2011 года наблюдается еще одна весьма интересная тенденция - резкое усиление внимания Украины к Таможенному союзу и ЕЭП.
Киев продолжает присматриваться к этим проектам, причем внимание становится все более заинтересованным.
Глава украинского МИД Константин Грищенко с положенной дипломату осторожностью говорит о возможности более активного участия Киева в интеграционных проектах ЕврАзЭС: "Украина внимательно следит за процессом формирования этого объединения (ТС- прим. редакции)".
Сейчас для Киева основная задача - максимально снизить применение защитных мер против украинской продукции на общем рынке Таможенного союза. Эта цель, безусловно, важная, но все же тактическая.
Стратегически перед Украиной стоит весьма непростой выбор - продолжить очень трудные переговоры с Евросоюзом о создании совместной Зоны свободной торговли и попасть в список вечно ожидающих приема в ЕС (в лучшем случае) или начать движение в строну формируемого Евразийского союза?
Москва явно стремится поддержать второй путь. После завершения работы российско-украинской комиссии 3 марта 2011 года руководитель российской группы, первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в настоящее время обсуждается вопрос возможного участия Украины в Таможенном союзе. По его словам, также идет подготовка договора о Зоне свободной торговли с Европейским союзом. "Мы предлагаем Украине не противопоставлять эти два формата. Мы показываем все те преимущества, которые могут быть для Украины открыты", - подчеркнул Шувалов. Возможно, первыми шагами по подключению Украины к созданию Евразийского союза может стать участие Киева в формируемом Едином транспортном пространстве нового Союза и более активное участие украинской стороны в работе центра высоких технологий ЕврАзЭС.
Эти шаги крайне выгодны в первую очередь Киеву, поскольку могут дать весьма быстрый экономический эффект без вложения крупных средств.
При таком выборе вектора внешней политики главное - уход от идеологических и экономических мифов, которые, к сожалению, часто определяли политику независимой Украины. Одним из таких мифов было ожидание положительных последствий от вступления Украины к ВТО в ускоренном режиме. Между тем присоединение Украины к торговой организации без продуманных протекционистских мер привело к наплыву в страну дешевых импортных товаров, что крайне негативно сказалось на местных товаропроизводителях.
Страны ТС совершенно обоснованно опасаются, что в случае создания Зоны свободной торговли без изъятий и ограничений этот поток придет уже на общий рынок Таможенного союза. Вряд ли интеграционная тройка согласится на столь серьезные издержки ради формального участия Киева в интеграционных проектах ЕврАзЭС.
В свою очередь Москва также четко показала, что дальнейшее снижение цен на российские углеводороды для Киева возможно только в случае участия украинской стороны в формируемом ЕЭП.
Вопрос цены на российские энергоносители вновь становится критичным для экономики Украины. Украинский министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил на днях, что цена на российский газ для Украины в четвертом квартале 2011 года составит $347 за тысячу кубометров. При такой цене на газ металлургия и нефтехимия Украины (основные экспортные отрасли страны) будут работать в убыток.
Для Украины должен быть весьма показательным опыт Белоруссии - несмотря на крайне непростые отношения между Москвой и Минском, c 1 января 2011 года благодаря одному из соглашений по формированию ЕЭП Белоруссия получает российскую нефть беспошлинно, газ же поставляется со скидкой 15 процентов от цены 2010 года. Правда, и Москва добилась от Минска серьезных уступок - 100 процентов вывозной пошлины на нефтепродукты, произведенные на белорусских НПЗ из российской нефти, поступает в бюджет РФ.
Хватит ли политической воли Виктору Януковичу пойти на реальное участие Украины в Евразийском союзе? Этот вопрос пока остается открытым.
Хотя надо иметь в виду, что украинским обществом, остро переживающим падение статуса страны, предложение разместить в Киеве основные институты (или часть их) формируемого Евразийского союза, скорей всего, будет воспринято весьма благоприятно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции