МОСКВА, 14 мар - РИА Новости. Ратификация договора между РФ и Норвегией о разграничении в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане позволит снять мораторий на добычу углеводородов на ранее спорных морских пространствах, сообщил руководитель российской делегации на переговорах с Норвегией Роман Колодкин.
Россия и Норвегия подписали документ в сентябре 2010 года. Подписанием договора Москва и Осло завершили почти 40-летний переговорный процесс разграничения исключительных экономических зон и континентального шельфа. Парламент Норвегии ратифицировал договор 8 февраля. Президент РФ внес документ на ратификацию в ГД 10 февраля.
"С вступлением в силу договора мораторий на работы по углеводородам в этом районе прекратится. Есть все основания полагать, что наше сотрудничество (с Норвегией) в этой сфере имеет очень хорошие перспективы", - сказал Колодкин на круглом столе в Госдуме в понедельник.
Считается, что спорный район, в особенности его южная часть, очень богат углеводородами. Колодкин отметил, что площадь южного участка составляет порядка 76 тысяч квадратных километров. При этом он подчеркнул, что в 80-х годах прошлого века был наложен мораторий и на разведку запасов углеводородов в этом районе.
Договор включает подробные положения не только о разграничении пространств, но и о сотрудничестве в области добычи углеводородов. Это касается тех месторождений, которые пересекает линия разграничения.
"Эти месторождения объединяются, эксплуатируются сторонами совместно, назначается единый оператор", - сказал Колодкин.
Глава российских переговорщиков отметил, что договор отвечает интересам России, которой отходит большая часть спорной зоны - чуть более 860 тысяч квадратных километров, Норвегия получит около 510 тысяч квадратных километров.
"Разграничение рассматривается как справедливое обеими сторонами", - сказал дипломат. В тоже время, по его словам, договор не разрешает разногласий сторон по разграничению морских пространств в районе Шпицбергена.
Кроме того, по договору России отходит более 3 тысяч квадратных километров за пределами 200 морских миль (от российского побережья) в которых будет установлен режим российской экономической зоны.
"Без этого договора мы не могли этого сделать потому, что этот участок находится за пределами 200 миль от берега, это по нашу сторону от линии разграничения, но этот участок находится в пределах 200 миль от норвежского берега", - сказал Колодкин.
Этот участок передается России для того, чтобы в нем не велся бесконтрольный лов рыбы, теперь контроль в этой сфере будет осуществлять Россия.
Спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, депутат Госдумы Артур Чилингаров отметил в ходе слушаний, что последние годы Арктика "помимо России и Норвегии, стала объектом пристального интереса не только имеющих географическое отношение к полярным широтам США, Канады и Дании, но еще и Германии, Франции, Китая и других стран".
"Все эти государства готовы хоть сегодня приступить к борьбе за контроль над углеводородными запасами арктического континентального шельфа. Договор и наша практическая деятельность наведут здесь определенный порядок", - сказал Чилингаров.
Он также отметил, что с подписанием договора стороны получают возможность изучать, а в дальнейшем и осваивать ресурсы, оценивающиеся в десятки миллионов тонн условного топлива (речь идет о трансграничных углеводородах).
Глава комитета по международным отношениям Константин Косачев в свою очередь подчеркнул, что в работе над этим документом задействованы пять профильных комитетов, большее число комитетов привлекается к работе только над законопроектом о бюджете.
Он сообщил, что комитет по международным отношениям как "головной" обсудит этот вопрос на ближайшем заседании в четверг, 17 марта.
"Если не возникнет никаких непредвиденных обстоятельств, мы будем предлагать совету Госдумы поставить этот вопрос на пленарное заседание в следующую пятницу, 25 марта", - сказал Косачев.
Глава комитета по международным делам подчеркнул, что "речь идет не просто о линии на карте", договор "затрагивает интересы конкретных людей, объединенных в соответствующие отрасли, а также проживающих в непосредственной близости, на берегу этой морской линии разграничения".
Косачев заострил внимание и на том, что это договор не только о разграничении, но и о сотрудничестве.
"Договор затрагивает вопросы сотрудничества по рыбе с норвежцами, в дальнейшем обозримом будущем - это принципиально новое сотрудничество по освоению природных ресурсов, прежде всего углеводорода, а еще в более отдаленной перспективе - наше конструктивное сотрудничество по Арктике, которое пока находится на начальной фазе развития", - заключил глава комитета.